Метро у дома

В нынешнем году столичные метростроевцы намерены установить рекорд, проложив 14 километров линий – больше, чем даже в советские годы. А к 2020 году протяженность линий Московского метрополитена должна увеличиться в полтора раза – до более чем 450 километров. При этом будет построено 70 новых станций, а в шаговой доступности от подземки будут жить более 90 процентов москвичей.

О ближайших планах по строительству метро на днях рассказал генеральный директор ОАО «Мосметрострой» Евгений Кашин. По его словам, «если в 2011 году все объекты «Мосметростроя» находились в стадии строительства, то 2012-й стал пусковым». Ближайшие планы метростроевцев: к 2014 году проложить более полутора десятков километров путей и ввести в эксплуатацию восемь станций. «В 2013 году мы выйдем на рекордные объемы ввода в эксплуатацию – 14 километров линий, – подтверждает директор СМУ-5 «Метростроя» Михаил Арбузов . – Таких показателей не было даже в самые благоприятные советские годы».

В 2012 году было построено 8,5 километра линий метро, открыты станции «Новокосино», «Алма-Атинская» и «Пятницкое шоссе», а также возведен второй вестибюль «Марьиной Рощи». Станция «Новокосино», которая открылась 30 августа 2012 г. на участке Калининской ветки метро, позволила снизить пассажиропоток на «Новогиреево» на 30 тыс. человек в сутки. Новая станция радикально улучшила транспортное обслуживание района Новокосино и подмосковного города Реутова, где в общей сложности проживают около 200 тыс. человек. Кроме того, открытие участка «Новогиреево» – «Новокосино» протяженностью 3,5 километра разгрузило Носовихинское шоссе и прилегающий участок МКАД.

14 февраля началась проходка левого перегонного тоннеля длиной 774 метра на участке от тупиков за станцией «Жулебино» до станции «Котельники». Уже в ноябре-декабре 2013 года в эксплуатацию будут введены шесть станций: «Спартак», «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии, станции «Битцевский парк» и «Лесопарковая» Бутовской линии, а также откроется участок «Деловой центр» – «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии и второй вестибюль станции «Бауманская».

Заместитель руководителя Департамента по строительству метро и транспортной инфраструктуры Москвы Владимир Швецов уточнил, что сейчас идет строительство 20 станций. Также из слов чиновника следовало, что ключевым образом изменился подход к строительству метрополитена: «Метро – это не музей и не объект гражданской обороны, а транспортное сооружение. Поэтому сейчас в основном строятся станции мелкого заложения, которые обходятся бюджету города в 1,5–2 раза дешевле, чем станции метро глубокого заложения».

К 2020 году согласно плану протяженность линий московского метро увеличится в полтора раза. «Только в этом году столичный метрополитен перевезет 2,8 миллиарда человек. Главный акцент строительства – создание третьего пересадочного контура, чтобы разгрузить существующие станции, – пояснил Владимир Швецов. –Протяженность третьего пересадочного контура будет около 54 километров». После реализации этих планов к 2020 году вне шаговой доступности к метро останутся лишь 7% населения Москвы.

Разговоры о создании второго кольца (или третьего пересадочного контура – ТПК) велись давно, и до 2020 года будет построена его часть. Согласно схеме первый участок пройдет от станции «Савеловская» (с пересадкой на «Нижнюю Масловку») к станции «Динамо» (пересадка на станции «Петровский парк»), далее через «Ходынское поле» (без пересадки) на станцию «Полежаевская» (с пересадкой на станцию «Хорошевская»). Заканчивается первый участок на «Деловом центре». До 2020 года планируется построить новую линию – Кожуховскую. Она появится в 2016 году и будет состоять из восьми станций – от «Авиамоторной» до «Некрасовки». Калининская линия станет Калининско-Солнцевской и будет в 2017 году проходить через участок «Парк Победы» – «Раменки» – ТПК.

Будут продлены линии уже существующего метро. Люблинско-Дмитровская линия к 2015 году протянется за «Марьину рощу» к станциям «Улица Селигерская», «Улица 800-летия Москвы» и «Дмитровское шоссе». На Замоскворецкой линии к 2019 году появятся станции «Технопарк», «Беломорская» и «Улица Дыбенко». Калужско-Рижская линия в 2015 году будет продлена за счет станции «Челобитьево». Бутовская линия дальше будет развиваться в двух направлениях: на север пойдет к «Новоясеневской» (бывшая «Битцевский парк») и на юг – в сторону Южного Бутово и Щербинки.

В центре Москвы также добавится станций. От «Третьяковской» линия пойдет к «Деловому центру» и, скорее всего, будет с тремя остановками. Предполагалось первую станцию, «Золотой остров», построить за счет инвесторов, потому что в развитие этого острова вкладываются деньги, но с инвесторами не сложилось, и линия, скорее всего, пройдет через Москву-реку, причем станция под условным названием «Остоженка» будет в зоне храма Христа Спасителя и Пушкинского музея.