КОТы и mixed-use: два аспекта комплексной застройки

В 2018 г. консультанты компании «БЕСТ-Новострой» ожидают продолжения роста предложения на первичном рынке Москвы. Об этом свидетельствует объем выданных и согласованных ГПЗУ, высокий уровень активности на рынке инвестиционных проектов, а также анонсы о новых объектах в СМИ.

Но где все это будет строиться? По мнению экспертов компании, одним из коммерчески привлекательных для девелопмента земельных ресурсов остаются промышленные территории в районе Московского центрального кольца. После запуска МЦК в 2016 году, застройщикам стали еще интереснее участки на прилегающих территориях к ТПУ МЦК (сегодня вдоль Московского центрального кольца реализуются 26 проектов общей площадью порядка 7 млн кв. м), а также земельные участки недалеко от ТПУ без привязки к МЦК и метро.

Эти, большей частью заброшенные, территории Правительство Москвы намерено развивать и в последующем интегрировать в структуру городской среды путем застройки различными жилыми и коммерческими объектами. До 2020 года намечено построить более 250 ТПУ, включая плоскостные перехватывающие парковки, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро, и капитальные. Причем, по 13 проектам капитальных ТПУ инвесторы уже определены.

Примечательно, что концепция застройки этих территорий будет иной. Процесс перехода от проектов комплексного освоения территории (КОТ) на территориях бывших промзон к масштабным многофункциональным проектам (mixed-use), включающих элементы транспортной инфраструктуры (ТПУ – транспортно-пересадочных узлов) эксперты «БЕСТ-Новострой» наблюдают уже второй год. Принципиальным отличием таких проектов является реализация концепции mixed-use, включающая интеграцию в состав комплекса транспортного узла.

«Такие проекты должны отвечать трем главным составляющим. В-первых, включать в себя три и более приносящие доход функции (жилье, апартаменты, гостиницу, офисы, торговлю и пр.). Во-вторых, способствовать интеграции, плотности и совместимости землепользования с окружающей застройкой (то есть, учитывать интересы и потребности жителей близлежащих кварталов). И в-третьих – обеспечивать непрерывные пешеходные потоки, организацию общественных пешеходных пространств, удобную навигацию на территории и использование общественного транспорта», – поясняет Татьяна Шарова, руководитель департамента проектного консалтинга и инвестиций компании «БЕСТ-Новострой».

Если все три составляющие работают, то на территории застройки создается совершенно  новый уровень городского качества жизни в привязке к развитию транспортной схемы города.

«В итоге образуется новая градостроительная парадигма «вертикального» или «горизонтального» города (в зависимости от площади участка и его местоположения), которая позволяет формировать зоны многофункциональной застройки с совмещением жилой и общественной функции. По нашим оценкам, данный формат застройки наиболее точно соответствует сегодняшним потребностям Москвы», – считает Т. Шарова. 

По словам эксперта, подобные проекты планируется реализовать на базе ТПУ «Дмитровская», «Селигерская» (уже в продаже ЖК «Селигер Сити») компанией MR Group, ТПУ «Фонвизинская» компанией ООО «РГ-Девелопмент» и др.