21 октября 2014

Российская Газета. Дом стал дольше жить

23.09.2014

Создают ли инновации добавочную стоимость объекта, существует ли четкий заказ на инновации со стороны государства, бизнеса и покупателей? Эти и другие вопросы стали предметом дискуссии, которая развернулась на II Урбанистической конференции "Город с человеческим лицом".

По мнению экспертов, понятие "инновации" остается достаточно непонятным для рынка недвижимости, поэтому в девелоперском и риелторском бизнесе свой взгляд на внедрение новых технологий в эту сферу.

По мнению экспертов, инновации востребованы, как правило, в высококонкурентных областях. "Стройка, к сожалению, очень локализована и серьезно недозагружена (процентов на 40), - рассказал "РГБ" руководитель аппарата НОСТРОЙ Вадим Пономарев. - В этой ситуации конкуренция смещается из сферы технологии в сферу администрирования и минималистичного ценообразования".

В прошлом году при Гильдии управляющих и девелоперов был создан экспертный совет по инновациям, который провел специальное исследование среди девелоперских и риелторских компаний. "Мы пришли к очень неоднозначным выводам, поскольку 100% респондентов отмечают, что инновации - понятие размытое, - рассказала представитель «БЕСТ-Новострой» Елена Гогоберидзе. - То есть, по сути, в риелторском и девелоперском бизнесе его просто нет. 40% опрошенных связывают это понятие с улучшением потребительских качеств. 30% респондентов считают, что инновации необходимы для сокращения финансовых издержек. Еще 20% уверены, что инновационным можно считать тот проект, который реализует компания, уже имеющая в портфеле подобные объекты".

В результате исследования эксперты разделили инновации, представленные на рынке недвижимости, на четыре категории. Первая - это инновации в строительстве. К ним относятся различные материалы и технологии, в том числе энергоэффективные, "зеленые" и пр. Вторая категория - инновации в архитектуре. Она включает соответствующие фасадные решения, разработки эффективных планировок и т.д. Третья - это инновации в сфере услуг, маркетинга, к которым относятся нестандартные методы продвижения проекта, способы взаимодействия с клиентами и партнерами компании. Последняя категория - инновации в развитии территории и инфраструктуры жилого комплекса.

В качестве примера инноваций в сфере услуг Мария Литинецкая, гендиректор компании "Метриум Групп" привела новую бизнес-модель организации потоковых продаж, разработанную два года назад. Компания создает с девелопером проекта совместное предприятие (СП) - отдельное юридическое лицо, мажоритарным акционером которого выступает застройщик (его доля обычно составляет 51%, но может быть и больше), а миноритарным - агент по продажам. "Модель СП применяется в основном в крупных и долгосрочных проектах, в которых идут потоковые продажи от 50 сделок в месяц, - пояснила Литинецкая. - В среднем срок реализации первой очереди проекта от начала продаж и до получения права собственности составляет от 1 до 4 лет. За этот период работа с клиентами и отношение к ним создают имидж проекта и застройщика. При таком раскладе рациональным решением для девелопера представляется создание собственного отдела продаж, а не привлечение на аутсорсинг риелторской компании".

В строительной сфере инновационные технологии наиболее востребованы при возведении жилья, соответствующего экологическим стандартам. "Одним из важных критериев в экологическом строительстве являются "зеленые" стандарты, - объяснил председатель правления совета по экологическому строительству RUGBC Алексей Поляков. - Они как раз и являются инновационными, поскольку вводятся на рынке добровольно в отличие от существующей нормативной базы. Подобные технологии всегда стоят дороже. Но если мы перейдем к понятию жизненного цикла, когда рассматривается стоимость не только строительства, но и эксплуатации, ремонта, реконструкции, а также последующего сноса, то увидим, что использование инновационных "зеленых" технологий позволяет получить ощутимую выгоду".

Как считает директор по корпоративным отношениям компании "Сен-Гобен" Виталий Богаченко, инновации могут быть востребованы любым сектором недвижимости. "Если в премиальном секторе применение последних технологических новинок, таких как, к примеру, "умное" стекло или инновационные решения для освещения, могут повысить имидж объекта, а соответственно, и его стоимость на рынке, то в случае с жильем экономкласса инновационные стройматериалы и технологии могут быть привлекательны для девелоперов, так как за счет увеличения скорости монтажа и применения комплексных решений стоимость строительства может быть снижена", - пояснил "РГБ" Богаченко.

Кстати, в России в прошлом году был принят первый национальный "зеленый" стандарт, который вводит экологические требования к объектам недвижимости. "Новый ГОСТ представляет собой свод рекомендуемых показателей, которые предусматривают не только следование такому глобальному тренду, как снижение энергопотребления, но и строительство рядом с "зелеными" объектами искусственных водоемов, велосипедных паркингов и зарядных постов для электромобилей и гибридных авто.

Одной из основных причин отсутствия интереса к "зеленым" стандартам является то, что представители строительного бизнеса, да и потребители, еще в полной мере не осознали преимуществ использования энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Кроме того, отсутствие достоверной информации о реальных издержках, множество спекуляций на тему "эко", низкий уровень доверия потребителей - все это также сказывается на темпах развития рынка", - полагает Рашид Исмаилов, директор НП "Центр зеленых стандартов".

Вместе с тем "зеленое" строительство уже доказало свою выгоду. На строительство объекта приходится 20% общих затрат, остальные 80% на его эксплуатацию, поэтому девелоперам и застройщикам, всем, кто вкладывает средства в строительные проекты, необходимо думать о снижении ресурсопотребления. Здесь скрыт основной источник возврата первоначальных издержек.