Стройки XX века: от разрешения до воплощения

Сегодня, по подсчетам экспертов «БЕСТ-Новострой», на согласование строительного проекта и получение разрешительной документации может уйти до 2 лет. Оказывается, еще сто лет назад дома в стране могли строить намного быстрее.

Так, очень быстро был возведен, например, знаменитый «Дом Моссельпрома» (Калашный переулок, 2/10). В 1912 году владелец участка и старых строений на нем купец А.И. Титов решил возвести здесь доходный дом. Для реализации проекта (говоря современным языком) был привлечен гражданский инженер и архитектор Н.Д. Струков. Историки отмечают, что строительство велось в крайней спешке: во всяком случае, к весне 1913 года 7-этажный дом уже был полностью готов! Поспешность эта обернулась неприятностью: 22 марта 1913 года дом обрушился. Инцидент был разобран в суде, где и выяснилось, что причина обрушения – пренебрежение правилами строительства и некачественные стройматериалы. Интересно, что купца (инвестора проекта) оштрафовали на 100 рублей, а инженера Струкова посадили в тюрьму на 1,5 месяца. Дом же достроили и восстановили только к 1917 году, а к 1925 году надстроили еще 2 этажами. В 1997 году Дом Моссельпрома отреставрировали.

По счастью, скорость строительства не сказалась на судьбе другого объекта культурного наследия – Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10. В архивных документах отражен даже день подачи прошения о разрешении на строительство дома – 16 мая 1912 года. Э. К. Нирнзее собирался возвести доходный дом для небогатых людей с квартирами площадью от 28 до 47 кв. метров. Очевидно, разрешение от управы было получено немедленно, так как через год 10-этажный «небоскреб» высотой более 40 метров уже был построен и там начались отделочные работы! Нирнзее строил на совесть, так как дом заселен и сейчас: только сегодня он уже является доходным только для некоторых владельцев квартир, которые сдают их как элитное жилье. Дом оставил свой след в советском кинематографе: на крыше его снимали веранду «Мымры» – Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа».

Еще один известный доходный дом, но уже премиум-класса, строился несколько дольше – почти 3 года. В 1898 году участок земли на Сретенском бульваре, на котором прежде располагался народный театр «Скоморох», купило страховое общество «Россия». И начало здесь возводить роскошный доходный дом на 148 квартир. Здесь уже площади квартир достигали 200-300 кв. метров с потолками 3,8-4,2 м и настоящими дровяными каминами. Сам дом занимает целый квартал – по сути это не один, а два здания переменной этажности – 5-6 этажей. Здесь была предусмотрена прачечная, собственная автономная электростанция и артезианская скважина. Дом по проекту Проскурина достроили к 1902 году. С учетом объема работ, достаточно быстро! Теперь здание по праву считается украшением Москвы, а счастливые владельцы квартир в нем сдают тих в аренду – ставки достигают 1 млн руб. в месяц.

Чудеса скоростного домостроения продемонстрировали и в ходе возведения Дома Наркомфина (Новинский бульвар, 25). Участок под его строительство был выделен в апреле 1929 года. По проекту, дом был задуман как комплекс зданий, однако уже в ходе строительства проект под вмешательством чиновников был изменен. Так, отказались от устройства проезда сквозь квартал и от строительства отдельно стоящих корпусов прачечной и клуба. В это время возведение жилого корпуса уже шло полным ходом. Известно, что в 1930 году дом-коммуна был уже построен и заселен. А в 1935 его планировали снести в рамках развития района Пресня. Этого не случилось, Дом Наркомфина уцелел, но сегодня нуждается в реставрации.

Дольше всего шло строительство таких масштабных объектов, как сталинские высотки. Например, возведение жилого дома на Котельнической набережной велось с перерывами – с 1938 по 1952 годы. Стройка была разделена на два этапа. В первую очередь построили правое 9-этажное крыло. А монтаж высотной части (26 жилых этажей) начался только в 1948 году и завершился через 4 года. Всего в высотке расположено 700 квартир! Если исключить перерыв, то на строительство этого роскошного дома ушло 6 лет. Не так уж и много, если учесть, что сегодня некоторые здания строят значительно дольше.