По оценкам «БЕСТ-Новострой», рынок ипотечного кредитования понемногу восстанавливается – значительная часть потенциальных заемщиков адаптировались к новым реалиям, перестали надеяться на снижение цен и решили не откладывать покупку недвижимости.
Восстановление спроса подтверждают и цифры – на данный момент банки выдали в среднем половину прошлогоднего объема, а в июне-июле выдачи достигли 60% от объема 2014 года.
Однако пока основной источник восстановления ипотечного кредитования – госпрограмма субсидирования ипотеки, введенная в марте, – без нее новые выдачи практически остановились бы. По данным ЦБ, благодаря программе господдержки, по итогам II квартала было выдано ипотечных кредитов на 90 млрд руб. или 38% от всех видов кредитов. Данный факт четко прослеживался в сделках компании в течение второго квартала, когда число обращений за ипотечным кредитом выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
«Впрочем, говорить о полном восстановлении рынка пока преждевременно, мы не ожидаем в дальнейшем сохранения таких же темпов, но рассчитываем на плавный рост, поскольку в связи с девальвацией рубля вложения в недвижимость рассматриваются как защита сбережений», – поясняет Виктория Григорьева, генеральный директор и управляющий партнер «Бест-Новострой».
По оценкам эксперта, наибольшая доля выданных ипотечных кредитов приходится на Сбербанк - в количестве общих сделок, проведенных компанией «БЕСТ-Новострой» в 2015 году, их число колеблется в пределах 46%.
«В отличие от многих конкурентов, Сбербанк не сократил, а увеличил объемы выдачи жилищных кредитов, что, в первую очередь, связано с эффективно работающей развернутой партнерской сетью и минимальной корректировкой ставок по привычным ипотечным продуктам», – поясняет И. Доброхотова.
ВТБ 24 среди банков-партнеров компании стабильно занимает второе место с долей около 28%. По 14% (с небольшой деривацией от месяца к месяцу) приходится на Банк Москвы, Транскапитал банк и Банк Открытие. Оставшиеся 12% практически поровну делят банки: Банк Балтика, Татфонд банк, Банк Дельтакредит, Банк Возрождение, Газпромбанк, Локо банк, Балтийское Финансовое Агентство, Московское Ипотечное Агентство, Банк Уралсиб, Металлинвест банк, Банк Союз.
Одна из причин успеха крупных банков – доступность информации по банковским продуктам для потребителя. Например, в офисах продаж на объектах и в центральном офисе продаж «БЕСТ-Новострой» на постоянной основе дежурят представители Сбербанка и ВТБ 24, у которых можно не только получить подробную информацию об ипотечном продукте и рассчитать ежемесячный платеж на понравившуюся квартиру, но и подать заявку на одобрение ипотеки, не выходя из офиса.
Между тем, отмечают в «БЕСТ-Новострой», с начала 2015 года заемщики не меняют своих аппетитов – у клиентов компании по Москве средняя сумма кредита осталась на уровне 3,5 млн рублей, по области – 2,5 млн. рублей.
«Это объясняется стагнацией цен на квартиры и отсутствием у заемщиков возможности внести первоначальный взнос в большем объеме. Также на это влияет и политика банков, которые стараются выполнить свои планы по выдаче кредитов и удержать свою долю на рынке», – резюмирует В. Григорьева.