19 апреля в ходе Всероссийского жилищного конгресса, который состоялся в Сочи, генеральный директор и партнер компании «БЕСТ-Новострой» Виктория Григорьева выступила с экспертным докладом* на тему «Вектор развития девелоперского продукта в 2018 году». Выступление проходило в рамках конференции «Массовое жилищное строительство: закон и рынок».
– Основной тренд, который прослеживается на рынке недвижимости Москвы в последние годы, – это рост объема предложения нового жилья. Со второго полугодия 2015 года к второму полугодию 2017-го этот показатель вырос практически в два раза: с 1,44 млн кв. м до 2,43 млн кв. м в новостройках бизнес- и комфорт-класса. По итогам 2018 года на рынке старой Москвы экспонировалось порядка 2,8 млн кв. м жилья бизнес- и комфорт-класса. А с начала 2018 года рынок пополнился 14 новыми проектами. Это происходит на фоне внесения изменений в 214-ФЗ: сейчас колоссальное количество проектов проходит экспертизу, чтобы успеть выйти на рынок до 1 июля 2018 года, поэтому предложение будет расти.
– Средняя цена 1 кв. метра при этом на фоне роста предложения не демонстрирует никаких резких изменений, что также свидетельствует об устойчивости рынка и стабильном спросе. Объем поглощения по итогам второго полугодия 2017 года превысил 30,3 тыс. кв. метров, тогда как, например, во втором полугодии 2014 года было реализовано 13,5 тыс. кв. метров жилья.
– Однако не все новостройки пользуются одинаковым спросом у покупателей. Наибольший спрос аккумулируют те проекты, в которых предусмотрена собственная детская инфраструктура – в 60% ЖК в Москве предлагается эта опция; еще 48% проектов привлекают покупателя наличием поблизости природных объектов (парк, лес, река, пруд); 43% новостроек имеют удобный доступ к ТПУ; 28% предлагают различную сопутствующую инфраструктуру; 21% делают акцент на архитектурном решении и функциональности планировок, еще в 18% предлагается отделка квартир под ключ.
– Появляются жилые комплексы с дополнительными элементами концепции, повышающими привлекательность объекта для покупателя, такие как:
• Кухни с дополнительным окном – ЖК Crystal (Крост);
• Площадка для занятий йогой на крыше – ЖК «Береговой» (Главстрой), апартаменты Story (Stone Hedge).
• Интерактивные площадки для детей – ЖК «Береговой» (Главстрой)
• Динамические интерактивные фасады – Wellton Towers (Крост)
• Кафе, площадки и lounge-зоны на стилобате – Story (Stone Hedge), Barkli Residence (Barkli)
• Комьюнити-центр для жильцов – ЖК «Береговой» (Главстрой).
– При этом главенствующие факторы, влияющие на принятие решения о покупке, – это транспортная доступность и бюджет. Да, все дополнительные опции покупатели ценят, но при одном условии – если за них не нужно переплачивать. Люди сегодня ценят свое время и деньги. Об этом же свидетельствует, кстати, и анализ сделок, который мы провели с помощью нашей инновационной разработки – аналитической платформы bnMAP.pro. Люди стали приобретать квартиры меньшей площади, но в первую очередь благодаря тому, что в новых проектах существенно улучшилась функциональность планировочных решений. То, что раньше умещали в 200 кв. метров, – сегодня те же помещения располагают на 70 кв. метрах. В квартире важен каждый квадратный метр, нет лишней площади. В то же время благоустроенные общественные зоны, лобби в жилых комплексах позволяют проводить встречи любого уровня – от детских праздников до деловых переговоров, т.е. планировочные решения квартир должны максимально быть ориентированы на максимально полезное использование каждого квадратного метра для комфортного проживания. И будущее именно за такими жилыми комплексами.