В пандемию многие из нас ощутили тоску по культурным событиям. Сейчас, когда музеи снова закрыты, а посещение театров и кино ограничено, в выигрыше оказываются новоселы, которые живут в ЖК с собственной развлекательной инфраструктурой. Специалисты «БЕСТ-Новострой» проанализировали, как застройщики используют культурную составляющую при реализации жилых комплексов.
Идея привлекать покупателя квартир «культурной концепцией» родилась не просто так. Сейчас, по данным bnMAP.pro, в старой и Новой Москве продаются квартиры и апартаменты в 990 проектах! Растущая из года в год конкуренция на рынке новостроек стимулируют девелоперов не только работать над повышением качества продукта, но и использовать все больше дополнительных маркетинговых инструментов для того, чтобы выгодно выделить свой проект и привлечь покупателя. Специалисты «БЕСТ-Новострой» проанализировали, как сегодня застройщики используют культурную составляющую в маркетинге и концепции своих проектов и выделили наиболее яркие примеры.
Культурная «оболочка»
В большинстве случаев девелоперы стремятся показать связь с культурой в нейминге и позиционировании проекта на рынке. Например, для того, чтобы подчеркнуть уникальность его архитектурной или тематической концепции: этот прием применили в таких проектах, как ART Residence и Russian Design District. Либо показать его близость к знаковым культурным объектами – музеям, галереям, театрам: например, Barkli Gallery (по соседству с Третьяковской галереей) или ЖК «Царская площадь» (рядом с Царским павильоном, построенным к Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г.), ЖК «Современник» на Чистых прудах (отсылка к знаменитому театру).
Да и в целом «культурный» нейминг является красивой историей, которая помогает более выгодно и интересно преподносить проект потенциальному покупателю. Например, в ЖК Discovery каждый из корпусов назван в честь известнейших писателей-фантастов (Азимов, Беляев, Жюль Верн, Кир Булычев), что, по мысли авторов проекта, должно ассоциировать новостройку с современным и технологичным жильем будущего.
Некоторые девелоперы не ограничиваются только неймингом, а реализуют культурную составляющую еще и в дизайне. Например, в виде тематических изображений на фасадах новостроек, а также в общественных пространствах внутри дома. Этот прием – создание мурала «Соседи» – использован в ЖК «Кварталы 21/19». Подобные решения в некоторых случаях имеют и социальную ориентацию. Наиболее яркий пример – жилые дома в Химках, где застройщик в рамках проекта «Забота об общих жилых пространствах и противодействие вандализму» на фасадах домов разместил граффити диких животных.
А в проектах высокого ценового класса в лобби и холлах могут размещается картины и скульптуры перспективных или уже известных деятелей искусства, превращая таким образом и сам дом в объект культуры.
ART-объекты
Другой, более символичный, способ реализации культурной составляющей в маркетинге жилых комплексов заключается в создании оригинальных art-объектов и тематических пространств. Чаще всего девелоперы используют подобные объекты в благоустройстве придомовых территорий и общественных зон. Один из наиболее ярких примеров – голова «статуи свободы» на территории апарт-квартала Tribeca Apartments, которая стала визитной карточкой проекта и местной достопримечательностью. Официально скульптура носит название «Растроганная мать».
Зрелища на дому
Собственный домашний кинозал раньше был атрибутом исключительно люксового и премиального жилья. Однако теперь wi-fi-кинотеатр можно найти и в ЖК комфорт- и бизнес-класса. Так, в ЖК «Крылатский» планируют создать уличный кинотеатр для всех жильцов комплекса, помимо этого на эксплуатируемой кровле может появиться фотостудия и амфитеатр со сценой для опен-эйров. В ЖК «Лица» на Ходынке во внутреннем дворе установлена светодиодная панель, и жители могут смотреть фильмы с трансляцией звука через наушники.
Музей «во дворе»
Некоторые застройщики идут еще дальше и создают на территории своих ЖК обширную культурную инфраструктуру: музеи, галереи, театральные студии. Наиболее известный пример – ЖК «ЗИЛАРТ», на территории которого в ближайшие года планируется построить и открыть новый филиал музея «Эрмитаж».
В некоторых случаях, появление подобных объектов обусловлено необходимостью сохранения уже существующего культурного наследия. Например, при редевелопменте и строительстве ЖК на бывших фабричных территориях, где есть здания, являющиеся памятниками архитектуры или имеющие историческую ценность. Если подобные строения нельзя адаптировать под жилье или торгово-офисное помещение, девелоперы после реставрации открывают в них музеи, которые становятся изюминкой проекта и центром притяжения для всего района. К примеру, подобным путем пошел и застройщик МФК «Пресня Сити». MR Group сохранила основное здание Хлебозавода им. Зотова, где в дальнейшем будет открыт музей, в котором планируется разместить коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Сегодня на рынке есть и такие проекты, где культурная составляющая не ограничивается отдельными элементами, а является основной концепцией и философией проекта. В частности, культурно-образовательный жилой кластер Russian Design District (RDD) в Новой Москве, строится по принципу дизайн-квартала, которые сегодня уже представлены в некоторых крупных мегаполисах мира. Впервые в российском девелопменте каждая из 9 жилых башен будущего кластера получила своего звездного архитектора: Владимир Машков, Валерий Гергиев, Владимир Пирожков, Ирина-Винер Усманова, Вика Газинская, Игорь Чапурин – все эти звезды мировой величины приложили руку к созданию архитектурного проекта в RDD. Каждый покупатель сможет выбрать квартиру в одной из авторских башен, обладающих своей уникальной философией, идеологией, концепцией.
Russian Design District – это не только уникальное жилое пространство, в кластере будет создана мощная спортивная и культурно-образовательная инфраструктура для развития всесторонней личности.
Так, на территории появятся детский сад, городская школа, Школа дизайна и технологий Design and Technology Art School (DATA), в составе которой планируется открытие различных образовательных направлений – живопись, дизайн искусственного интеллекта, коммуникационный дизайн, game-дизайн и другие. Также в кластере откроется Академия моды Валентина Юдашкина, различные лектории, творческие студии и мастерские. В спортивное ядро войдут Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Академия единоборств Fight Nights под руководством Камила Гаджиева, Школа йоги и здорового питания, Школа танцев. Культурная часть будет состоять из Галереи современного искусства и Арт-пространства под открытым небом.
«Думаю многие жители новостроек с развитой внутренней спортивной, культурной и развлекательной инфраструктурой смогли в этом году полноценно оценить преимущества данных проектов, – комментирует Виктория Григорьева, генеральный директор и управляющий партнер «Бест-Новострой». – В условиях ограничительных мер в связи с пандемией, посещение общественных культурных мест в городе становится более проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным. Поэтому в более выигрышной ситуации находятся те, у кого подобные объекты есть буквально во дворе. А учитывая сохраняющийся тренд на удаленную работу, а также «иммунитет» от посещения многолюдных общественных мест, спрос на проекты с развитой культурной составляющей, как и их количество, в перспективе будет только расти».