Подмосковные новостройки все чаще покупают с целью инвестирования молодые жители столицы. Инвесторы в новостройки Подмосковья стали играть ощутимую роль на этом рынке. Об этом свидетельствуют доклады специалистов, сделанные на конференции TOP-TRENDS 2012, проведенной Московским Бизнес Клубом.
Буквально еще пару-тройку лет назад застройщики и не мечтали о таком ресурсе как частные инвестиции в квартиры. Казалось, кризис надолго отучил вкладываться в недвижимость. Однако плохое быстро забывается, особенно если другие отрасли не демонстрируют такой высокой доходности, какая была у квартирного рынка, скажем, в 2006 году.
Выступление представителей таких значимых компаний, как Крост, «БЕСТ-Новострой», ТЕКТА-груп позволило нарисовать портрет современного квартирного инвестора, определить его предпочтения и ожидания.
Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой», отметила, что с точки зрения покупателей, серьезным стимулом для инвесторов стало бы проведение денег последних через банки с прозрачным и освоением на нужды конкретной стройки.
Что, кроме надежности, еще ищет инвестор в квартиры? На этот вопрос хороший ответ дает аналитика «БЕСТ-Новострой», озвученная Сергеем Лобжанидзе, руководителем центра аналитики и консалтинга «БЕСТ-Новострой». Инвесторы — а их 18,42% среди всех покупателей — ищут для себя либо однокомнатную (90%), либо двухкомнатную квартиру (10%). Прочие его не интересуют. Желательная доходность — не менее 25% в год. Строительный цикл проекта не должен превышать два года, а еще лучше, если бы он уложился в полгода (случай быстровозводимых панельных зданий). В основе выбора лежит либо бюджет (33%), либо привычное для клиента направление, где расположен объект инвестиций (24%).
fХарактерно, что нынешний инвестор достаточно молод: в 43% случаев ему от 31 до 40 лет. Его семья — 2-3 человека. Его мотивация — как минимум сохранить, а лучше существенно преумножить свой капитал. Достаточно интересен тот факт, что довольно часто этот капитал может быть заемным (ипотека, кредиты, заимствования). Впрочем, охотно рискуют и деньгами, доставшимися в наследство. Обычно инвестор уже имеет опыт вложений в квартиры, докризисный или позднее 2009 года. Географическое распространение данного вида покупателей, по данным «БЕСТ-Новострой», следующее: в 71% — это люди с московской пропиской, в четверти случаев — жители Подмосковья, а в 5% — представители регионов.
В Подмосковье инвестору противостоит обычный покупатель, который также активно использует кредитование и в первую очередь ориентируется на бюджет покупки. По данным Марины Резвовой, заместителя гендиректора ПСК Крост, он также молод: ему, как правило, всего 30-35 лет, а в 50-60% он москвич. Однако специфика объектов ПСК Крост, заключающаяся в близком расположении к Москве, приводит к тому, что местных покупателей оказывается всего 3-5%. Остальные — либо жители более далеких районов Подмосковья, либо приезжие из регионов. Для сравнения, у компании ТЕКТА лишь треть — москвичи, а вот жители окрестностей могут составлять 27-35%. Об этом сообщил Андрей Биржин, управляющий партнер ТЕКТА-груп. По его словам, потенциальными инвесторами среди покупателей у его компании также являются 15%.
В итоге можно сказать, что к уже известным трендам двух прошлых лет, таким как большая доля москвичей среди покупателей новостроек Подмосковья (30-80% в зависимости от объекта) и значительная роль ипотеки (в 30-50% сделок для случая девелоперов, активно привлекающих данный инструмент), теперь следует добавить и тренд коммерческого инвестирования в квартиры, которое набирает обороты. Напомню, что до кризиса их доля оценивалась в 20-30% для московских новостроек.
Впрочем, то, что является сейчас небесной манной для застройщиков, может оказаться и их дамокловым мечом. Это касается и ипотеки, и квартирных инвесторов. Как показывает опыт, в случае развития кризисных явлений именно эти две категории покупателей первыми отворачиваются от новостроек, обрекая последние на серьезные кассовые разрывы.