2025 год подходит к концу. Мы спросили у экспертов ведущих компаний рынка недвижимости, чем запомнится уходящий год, к чему стоит готовиться покупателям жилья в наступающем периоде, что будет с ценами и ипотекой, а также о том, какие новые проекты могут появиться в Москве и области.
Этот год, безусловно, был непростой. Но то, что мы, несмотря ни на какие сложности, смогли остаться в рынке и не просто продолжать, а развивать свою деятельность – не может не радовать. Известный факт, что только выход из зоны комфорта толкает бизнес на поиск новых решений, поиск новых инструментов. Это касалось и сферы услуг в недвижимости, и самих проектов.
Мы произвели изменения в руководящих звеньях, собрали сильную команду, привлекли специалистов, которые дадут необходимую энергию для мощного развития в новом году. Мы внедрили новые цифровые технологии, которые позволяют повысить скорость решения внутренних вопросов, а также механизмы взаимодействия с клиентами. «БЕСТ-Новострой» – оптимисты, и мы верим в светлое будущее российского девелопмента.
Одним из действенных способов стимулирования рынка стала рассрочка. Девелоперы предлагали различные варианты в зависимости от конкретного проекта. Обычно сроки рассрочки привязаны к дате сдачи жилого комплекса. В отдельных проектах были предусмотрены скидки при увеличении первоначального платежа.
Поддерживающим фактором стало хоть и консервативное, но снижение ключевой ставки – это отразилось в первую очередь на выводе новых проектов, а как известно, старты ЖК всегда влияют на динамику спроса.
Что будет влиять на рынок недвижимости в дальнейшем? Снижение ключевой ставки, которое мы наблюдали в этом году, по прогнозам продолжится и в 2026 году. Пока рано говорить о полном переходе к рыночной ипотеке, так как большинство заемщиков все еще пользуются льготными программами. Однако ожидаемое понижение ставки до 12% может сбалансировать спрос и приблизить рынок к стандартным условиям.
Второй важный фактор – ограничение новых проектов и дефицит предложения. Девелоперы сдерживают запуск новый проектов из-за высоких ставок проектного финансирования. Это создаёт риск нехватки жилья и, как следствие, рост цен.
Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие цифровизации и повсеместное использование искусственного интеллекта. Информационные технологии находят применение в самых разных сферах, начиная с обработки огромных объемов данных и заканчивая автоматизацией управления различными системами. Что касается ИИ, есть направления, где интенсивность его использования снижается. В маркетинге и PR девелоперы возвращаются к работе с художниками и реальными авторами статей и слоганов для создания визуализации рекламных материалов и текстовых форматов.
При текущих рыночных ставках ужесточение условий «Семейной ипотеки» может привести к снижению спроса, в первую очередь в комфорт-классе. Дальнейшее снижение ключевой и, как следствие, ипотечных ставок может отчасти положительно повлиять на спрос.
Однако для стабилизации ситуации на первичном рынке жилья, ставка по ипотеке должна снизиться до 10–12%. Оптимистичные ожидания по снижению ключевой ставки – до12% к концу 2026 года. Это значит, что при дальнейшем снижении ипотечная ставка в 10–12% может быть достигнута в 2027 году.
Тенденции текущего года в части ценообразования, вероятно, сохранятся и в будущем. Цены на новостройки будут продолжать плавно расти. Структура спроса останется прежней: основное количество сделок будет приходиться на одно- и двухкомнатные квартиры. Однако покупатели будут больше интересоваться лотами меньшей площади с более эргономичными планировками. Анализ текущего состояния рынка девелопмента свидетельствует о снижении количества новых проектов в текущем году, что неизбежно окажет влияние на структуру и объем экспозиции в последующие периоды.
В частности, в 2026 году можно прогнозировать определенное ограничение предложения, обусловленное уменьшением числа вводимых объектов.
Формирование экспозиции в реализуемых проектах будет осуществляться с учетом принципов сбалансированности и ориентации на текущие рыночные потребности. Это предполагает тщательный анализ спроса и адаптацию предложения к изменяющимся условиям, что позволит оптимизировать экспозицию и повысить ее конкурентоспособность.