Общественные пространства: сколько стоит создать парк и нужны ли жителям новостроек бульвары?

17 мая в рамках выставки «АРХ Москва next!» экспертный совет по инновациям РГУД провел круглый стол на тему «Общественное пространство в современном городе». Эксперты обозначили позитивные моменты в развитии жилых проектов, а также познакомили участников выставки с масштабным исследованием, посвященным вычислению экономической выгоды от создания городских парков и общественных пространств.

В круглом столе приняли участие:

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту, девелоперская компания «Сити XXI век»,

Сергей Лобжанидзе, директор аналитической IT-платформы bnMAP.pro

Андрей Сазонов, директор департамента промышленности, концерн «Крост»

Илья Мочалов, основатель бюро «Илья Мочалов и партнеры»

Модератор мероприятия – Ольга Гусева, сопредседатель экспертного совета по инновациям РГУД.

Большой вклад в изменение внешнего облика города вносит концерн «КРОСТ». Андрей Сазонов рассказал о том, какие современные материалы концерн сегодня использует при создании и оформлении новых общественных пространств – причем не только в пределах границ тех жилых комплексов, которые строит компания, но и в масштабах Москвы – например, ставшая уже знаменитой «Ледяная пещера» в парке «Зарядье» – фасады бионической формы изготовлены из стеклофибробетона фабрики «Фиброль», монтаж панелей происходил прямо на площадке, в парке «Зарядье». Этот материал появился в России всего около 5-7 лет назад, но уже адаптирован компанией к применению. Помимо этого, концерн изготавливает малые архитектурные формы для украшения городских улиц – например, фигуры медведей из особо прочного стеклофибробетона марки Б110. Также концерн использует прием вертикального мощения для оформления технических помещений (одну из работ – портрет Юрия Гагарина – можно увидеть на Звездном бульваре, 1а). Для «Хорошколы» были разработаны уникальные «парящие лестницы» – за счет свойств фибробетона конструкция в три раза легче металла, но при этом не уступает по прочности. Помимо этого, увидеть разработки «Кроста» можно на станции метро «Солнцево» (ажурные перекрытия с игрой света и тени) и на Триумфальной площади (опоры качелей).

Своим опытом в создании общественных пространств поделилась и девелоперская группа «Сити XXI век». Мария Могилевцева-Головина подчеркнула, что что компания идет по пути взаимодействия с будущими покупателями жилья, проводит опросы, выясняя, какие конкретно элементы благоустройства для них актуальны, а также анализирует обратную связь по объектам, находящимся в эксплуатации. Так, например, практики соучаствующего проектирования были широко применены компанией на проекте Дивное, в рамках которого целевая аудитория принимала решения относительно того, какими быть фасадам образовательного учреждения на территории ЖК, бульвару, дворам, МОПам. Интересен кейс бульвара Дивного, который жители увидели парадным, просторным и плоским в сечении: их мнение кардинально не совпало с предложением проектировщика, предлагавшего сделать бульвар рельефным, что в потенциале затруднило бы перемещение по нему маломобильных групп. В ходе проектирования детских площадок девелопер работает даже с психологами, которые дают консультации относительно колористики и геометрии в благоустройстве; подсказывают, как лучше и правильнее насытить проектируемую территорию смыслами: обеспечить комфортное и интересное пребывание во дворах не только детям, но и всем представителям целевой аудитории, какой функцией наделить выделенные зоны, где проектировать точки контактов и приватные лаунж-пространства. Эксперт также обозначила важный тренд: поскольку в массовом сегменте идет тенденция к сокращению площади покупаемой квартиры, людям важно иметь место для проведения досуга и отдыха все чаще за пределами своего жилья. Поэтому общественные пространства приобретают как никогда раньше большое значение. Благодаря ответственному подходу девелопера жилые комплексы комфорт-класса (например, миниполисы Серебрица, Рафинад, Дивное). Качественно выделяются на фоне конкурентов, что позволяет продавать продукт с высокой добавленной стоимостью (на 10-15% выше локального рынка), при сдерживании себестоимости в разумных рамках.

Сергей Лобжанидзе подтвердил, что в последние несколько лет площадь 1-комнатной квартиры в сделках с 45 кв. м сократилась до 35 кв. м, тем не менее, покупатели остаются требовательными к рациональности и функциональности планировочных решений. В то же время эксперт уточнил, что конкретно влияние общественных пространств на успешность/неуспешность девелоперского проекта выкристаллизовать сложно, поскольку успех проекта складывается из комплекса факторов: прежде всего, ценообразования, особенностей локации, скорости строительства, эффективности рекламных кампаний. Есть проекты, которые, несмотря на слабую продуктовую проработку, остаются довольно востребованными у покупателей – прежде всего за счет цены. Хотя нельзя не отметить, что за последнее время подход к разработке проектов даже в массовом сегменте стал системным, девелоперы стали предлагать определенный Life Style, персонализировать продукт под потребителя. Не последнюю роль в придании проектам индивидуальности играют как раз общественные пространства. Из проектов комфорт-класса, предлагающих покупателям квартир интересные решения в части организации мест общего пользования и дворовой территории, можно отметить «Город на реке Тушино-2018», «Кварталы 21/19», «Родной город Октябрьское поле» и многие другие.

Илья Мочалов затронул еще более глобальные вопросы: а насколько экономически целесообразно создание общественных пространств городского масштаба? Еще недавно парки не рассматривались в России как объект маркетинга. Однако все меняется, и потребности в общественных пространствах и парковых зонах растут по мере того, как усугубляются экологические и социальные проблемы городов. Для проведения исследования эксперт проанализировал проектную документацию по более чем 500 различным паркам и городским проектам – мира и России. Они были распределены по 5 категориям. При этом в низшей ценовой категории оказались объекты с инвестициями от 100 млн руб. за 1 га – это минимальная ценовая планка при создании парка или общественного пространства. Мировая практика дает как позитивные примеры «отдачи» парковой инфраструктуры в бюджет, так и не очень. Например, «Миллениум парк» в Чикаго, на реализацию которого было затрачено 490 млн долларов, стал генерировать доход в 1,4 млрд долл. в год, а кроме того, недвижимость рядом с парком подорожала на 25-40%. А в числе «парков-банкротов» оказался британский парк Thames Barrier – эксплуатация парка с огромным количество многолетних растений оказалась разорительной.

При этом самым дорогим в мире остается Олимпийский парк в Лондоне, затраты на который в 10 раз выше затрат на «Миллениум». В категорию крупнобюджетных попали и российские проекты – «Зарядье» и парк Сергея Галицкого в Краснодаре. Такие проекты создают вау-эффект и открыточный вид, который привлекает и туристов, и самих горожан. Статья о результатах исследования выложена полностью в открытый доступ по ссылке.

Резюмируя сказанное, Ольга Гусева напомнила о том, что экспертный совет по инновациям РГУД проводит ежегодный конкурс инновационных девелоперских проектов – Good Innovations. Уверены, что позитивный тренд, который мы видим в части развития общественных пространств и жилых комплексов, вскоре подарит нам немало новых примеров поистине качественного и инновационного подхода к созданию городской среды.

Другие публикации

bnMAP.pro запускает курс для аналитиков в Высшей школе экономики
О создании специального курса обучения и организации сертификации аналитиков было объявлено 5 декабря в ходе бизнес-конференции «Анализ рынка: цифровое будущее», организованной bnMAP.pro и «БЕСТ-Новострой».
Группа «Эталон» подписала ко-эксклюзивное соглашение о продаже недвижимости в Nagatino i-Land
Группа «Эталон» заключила ко-эксклюзивное соглашение с агентствами недвижимости БЕСТ-Новострой и Colliers о продаже недвижимости в жилом острове Nagatino i-Land.
«БЕСТ-Новострой» в канун 10-летия компании признан «Риэлтором года»!
Председатель совета директоров компании Ирина Доброхотова победила в голосовании и стала «Персоной года».
Все по 5: какие квартиры можно купить в Московском регионе за 5 млн рублей
Цена – это первый и самый главный критерий, который при поиске квартиры в интернете обозначает потенциальный покупатель, в особенности если речь идет о массовом сегменте. Наиболее популярны при поиске – квартиры до 5 млн руб.
Итоги III кв. на рынке апартаментов*: цены в комфорт-классе выросли на 12%
В III квартале 2019 г. в сегменте апартаментов Москвы была отмечена высокая девелоперская активность: по данным «БЕСТ-Новострой», были открыты продажи сразу в 7 новых проектах разных классов. Цены при этом показали разнонаправленную динамику.
Как найти жилье в smart-квартале и сколько оно стоит?
Год назад была утверждена национальная целевая программа «Цифровая экономика», которая, наряду с нацпроектом «Жилье и городская среда», затрагивает и сектор жилого строительства. Как развиваются сегодня «умные кварталы», в каких новостройках активно используют цифровые технологии и сколько стоит такое жилье?
В октябре в Большой Москве вышло сразу 10 новых проектов
В «БЕСТ-Новострой» подвели итоги октября на столичном рынке новостроек.
Реконструкция: новый тренд в сегменте массового жилья
Эксперты «БЕСТ-Новострой» отмечают на первичном рынке Москвы увеличение количества проектов реконструкции в массовом сегменте: за последние 3 месяца вышло уже 4 новых объекта. И это, похоже, только начало.
BIM-технологии, модули, сталь и «теплая краска»: какие инновации помогают застройщикам экономить уже сегодня
Компания «БЕСТ-Новострой» и Высшая школа экономики провели на прошедшей неделе III научно-практическую конференцию, впервые объединившую на одной дискуссионной площадке девелоперов и производителей, уже сегодня предлагающих материалы и технологии, призванные сократить затраты при строительстве и обслуживании зданий.
«БЕСТ-Новострой»: за год экспозиция квартир в бизнес-классе сократилась на 13,5%, а в премиум-классе – на 22%
Специалисты Департамента консалтинга «БЕСТ-Новострой» подвели итоги III квартала на рынке новостроек бизнес- и премиум-класса Москвы. Один из основных трендов – сокращение экспозиции – укрепился по итогам III квартала.
Новая Москва: итоги III квартала
С начала года на первичный рынок Новой Москвы вышел всего один проект – ЖК «Аквилон Парк», который реализует в поселке Коммунарка холдинг «Аквилон Инвест».
«БЕСТ-Новострой»: в III квартале открылись продажи в 7 новых проектах массового сегмента
Специалисты Департамента аналитики и консалтинга «БЕСТ-Новострой» подвели итоги III квартала на рынке новостроек эконом- и комфорт-класса Москвы. Из наиболее ярких событий можно выделить старты продаж в 7 новых ЖК, рост цен и существенное сокращение экспозиции новостроек экономкласса.
«БЕСТ-Новострой» открывает продажи квартир в клубном доме L’Club
Компания «БЕСТ-Новострой» приступила к реализации квартир в новом клубном доме L’Club с ценами от 5,5 млн руб.
Ирина Доброхотова признана «Персоной года» премии RREF Awards-2019
Вручены награды национальной премии RREF-2019. Председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» награждена в номинации «Репутация и доверие (персоны)».
Раскрыты образовательные приоритеты покупателей ЖК бизнес-класса
Покупатели жилья бизнес-класса в Москве включают в список первоочередных требований к ЖК наличие в хорошей доступности объектов высококлассной образовательной инфраструктуры.
GООD Innovations объединяет лучших
В рамках Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate награждены победители ежегодного конкурса инновационных проектов в сфере недвижимости GООD Innovations.
Золотые метры: 20-метровые студии за пределами ЦАО сдаются за 49 тыс.
В компании «БЕСТ-Новострой» проанализировали предложение 20-метровых студий в сегменте аренды жилья. Выяснилось, что далеко не все наймодатели готовы уступить в цене только по причине небольшой площади сдаваемой квартиры.
За год элитные апартаменты подорожали на 17%, а квартиры – на 12%
По оценкам «БЕСТ-Новострой», в августе 2019 г. на первичном рынке элитных квартир и апартаментов наблюдалась стабильная ценовая ситуация – за месяц коррекция средней цены предложения составила не более 1%.
В Подмосковье за полгода продали свыше 1,6 тыс. квартир бизнес-класса
Эксперты аналитической платформы bnMAP.pro подготовили обзор состояния рынка новостроек в Московской агломерации по итогам первого полугодия 2019 года. В сравнении с тем же периодом 2018 года, некоторые показатели продемонстрировали выраженную динамику.
ТОП-5 факторов, снижающих цену жилья
Эксперты «БЕСТ-Новострой» решили напомнить собственникам и потенциальным покупателям недвижимости, какие факторы снижают цену объекта, чтобы учитывать это при сделках купли-продажи.