Общественные пространства: сколько стоит создать парк и нужны ли жителям новостроек бульвары?

17 мая в рамках выставки «АРХ Москва next!» экспертный совет по инновациям РГУД провел круглый стол на тему «Общественное пространство в современном городе». Эксперты обозначили позитивные моменты в развитии жилых проектов, а также познакомили участников выставки с масштабным исследованием, посвященным вычислению экономической выгоды от создания городских парков и общественных пространств.

В круглом столе приняли участие:

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту, девелоперская компания «Сити XXI век»,

Сергей Лобжанидзе, директор аналитической IT-платформы bnMAP.pro

Андрей Сазонов, директор департамента промышленности, концерн «Крост»

Илья Мочалов, основатель бюро «Илья Мочалов и партнеры»

Модератор мероприятия – Ольга Гусева, сопредседатель экспертного совета по инновациям РГУД.

Большой вклад в изменение внешнего облика города вносит концерн «КРОСТ». Андрей Сазонов рассказал о том, какие современные материалы концерн сегодня использует при создании и оформлении новых общественных пространств – причем не только в пределах границ тех жилых комплексов, которые строит компания, но и в масштабах Москвы – например, ставшая уже знаменитой «Ледяная пещера» в парке «Зарядье» – фасады бионической формы изготовлены из стеклофибробетона фабрики «Фиброль», монтаж панелей происходил прямо на площадке, в парке «Зарядье». Этот материал появился в России всего около 5-7 лет назад, но уже адаптирован компанией к применению. Помимо этого, концерн изготавливает малые архитектурные формы для украшения городских улиц – например, фигуры медведей из особо прочного стеклофибробетона марки Б110. Также концерн использует прием вертикального мощения для оформления технических помещений (одну из работ – портрет Юрия Гагарина – можно увидеть на Звездном бульваре, 1а). Для «Хорошколы» были разработаны уникальные «парящие лестницы» – за счет свойств фибробетона конструкция в три раза легче металла, но при этом не уступает по прочности. Помимо этого, увидеть разработки «Кроста» можно на станции метро «Солнцево» (ажурные перекрытия с игрой света и тени) и на Триумфальной площади (опоры качелей).

Своим опытом в создании общественных пространств поделилась и девелоперская группа «Сити XXI век». Мария Могилевцева-Головина подчеркнула, что что компания идет по пути взаимодействия с будущими покупателями жилья, проводит опросы, выясняя, какие конкретно элементы благоустройства для них актуальны, а также анализирует обратную связь по объектам, находящимся в эксплуатации. Так, например, практики соучаствующего проектирования были широко применены компанией на проекте Дивное, в рамках которого целевая аудитория принимала решения относительно того, какими быть фасадам образовательного учреждения на территории ЖК, бульвару, дворам, МОПам. Интересен кейс бульвара Дивного, который жители увидели парадным, просторным и плоским в сечении: их мнение кардинально не совпало с предложением проектировщика, предлагавшего сделать бульвар рельефным, что в потенциале затруднило бы перемещение по нему маломобильных групп. В ходе проектирования детских площадок девелопер работает даже с психологами, которые дают консультации относительно колористики и геометрии в благоустройстве; подсказывают, как лучше и правильнее насытить проектируемую территорию смыслами: обеспечить комфортное и интересное пребывание во дворах не только детям, но и всем представителям целевой аудитории, какой функцией наделить выделенные зоны, где проектировать точки контактов и приватные лаунж-пространства. Эксперт также обозначила важный тренд: поскольку в массовом сегменте идет тенденция к сокращению площади покупаемой квартиры, людям важно иметь место для проведения досуга и отдыха все чаще за пределами своего жилья. Поэтому общественные пространства приобретают как никогда раньше большое значение. Благодаря ответственному подходу девелопера жилые комплексы комфорт-класса (например, миниполисы Серебрица, Рафинад, Дивное). Качественно выделяются на фоне конкурентов, что позволяет продавать продукт с высокой добавленной стоимостью (на 10-15% выше локального рынка), при сдерживании себестоимости в разумных рамках.

Сергей Лобжанидзе подтвердил, что в последние несколько лет площадь 1-комнатной квартиры в сделках с 45 кв. м сократилась до 35 кв. м, тем не менее, покупатели остаются требовательными к рациональности и функциональности планировочных решений. В то же время эксперт уточнил, что конкретно влияние общественных пространств на успешность/неуспешность девелоперского проекта выкристаллизовать сложно, поскольку успех проекта складывается из комплекса факторов: прежде всего, ценообразования, особенностей локации, скорости строительства, эффективности рекламных кампаний. Есть проекты, которые, несмотря на слабую продуктовую проработку, остаются довольно востребованными у покупателей – прежде всего за счет цены. Хотя нельзя не отметить, что за последнее время подход к разработке проектов даже в массовом сегменте стал системным, девелоперы стали предлагать определенный Life Style, персонализировать продукт под потребителя. Не последнюю роль в придании проектам индивидуальности играют как раз общественные пространства. Из проектов комфорт-класса, предлагающих покупателям квартир интересные решения в части организации мест общего пользования и дворовой территории, можно отметить «Город на реке Тушино-2018», «Кварталы 21/19», «Родной город Октябрьское поле» и многие другие.

Илья Мочалов затронул еще более глобальные вопросы: а насколько экономически целесообразно создание общественных пространств городского масштаба? Еще недавно парки не рассматривались в России как объект маркетинга. Однако все меняется, и потребности в общественных пространствах и парковых зонах растут по мере того, как усугубляются экологические и социальные проблемы городов. Для проведения исследования эксперт проанализировал проектную документацию по более чем 500 различным паркам и городским проектам – мира и России. Они были распределены по 5 категориям. При этом в низшей ценовой категории оказались объекты с инвестициями от 100 млн руб. за 1 га – это минимальная ценовая планка при создании парка или общественного пространства. Мировая практика дает как позитивные примеры «отдачи» парковой инфраструктуры в бюджет, так и не очень. Например, «Миллениум парк» в Чикаго, на реализацию которого было затрачено 490 млн долларов, стал генерировать доход в 1,4 млрд долл. в год, а кроме того, недвижимость рядом с парком подорожала на 25-40%. А в числе «парков-банкротов» оказался британский парк Thames Barrier – эксплуатация парка с огромным количество многолетних растений оказалась разорительной.

При этом самым дорогим в мире остается Олимпийский парк в Лондоне, затраты на который в 10 раз выше затрат на «Миллениум». В категорию крупнобюджетных попали и российские проекты – «Зарядье» и парк Сергея Галицкого в Краснодаре. Такие проекты создают вау-эффект и открыточный вид, который привлекает и туристов, и самих горожан. Статья о результатах исследования выложена полностью в открытый доступ по ссылке.

Резюмируя сказанное, Ольга Гусева напомнила о том, что экспертный совет по инновациям РГУД проводит ежегодный конкурс инновационных девелоперских проектов – Good Innovations. Уверены, что позитивный тренд, который мы видим в части развития общественных пространств и жилых комплексов, вскоре подарит нам немало новых примеров поистине качественного и инновационного подхода к созданию городской среды.

Другие публикации

Настал лучший момент для инвестиций в ЖК «Город на реке Тушино-2018»
Июнь - фактически последняя возможность купить квартиру в этом проекте в ипотеку со ставкой 6,5% годовых. Под новые условия программы, действующие с 1 июля, квартиры в ЖК не попадают.
В России создадут цифровую экосистему недвижимости
Онлайн-сервис по подбору и продаже первичной недвижимости в России – проект Dombook (от резидента Сколково «АйтиЛаб) – начинает работу в Тюмени.
В четырёх районах Москвы невозможно купить квартиру – bnMap.pro
Спровоцировавшая ажиотажный спрос на новосройки льготная ипотека привела к практически полному исчерпанию квартир и апартаментов в некоторых районах Москвы.
Предложение новостроек комфорт-класса выросло впервые за 2021 год
По подсчетам специалистов Департамента консалтинга компании «БЕСТ-Новострой»объем предложения квартир комфорт-класса в новостройках «старой» Москвы впервые в 2021 году вырос по итогам мая.
В «БЕСТ-Новострой» назвали топ-5 объектов-магнитов для привлечения трафика в ТЦ
Немаловажную роль в успешности любого ТЦ играет не только сбалансированный tenant-mix, нестандартный маркетинг и грамотная работа УК по управлению арендными отношениями, но и наличие рядом «объектов-магнитов», которые могут помочь привлечь покупательский трафик.
Новостройки с причалами: где в столице искать ЖК любителям водных прогулок
В ближайшие несколько лет столичные власти планируют запустить регулярные речные маршруты водного пассажирского транспорта. Впрочем, и сегодня в Москве уже активно развиты сезонные туристические маршруты, которые пользуются большой популярностью у жителей и гостей города.
Поселиться в пешей доступности от «Сити» можно за 10 млн рублей
Средняя стоимость квартир в новостройках, расположенных в радиусе 1,5 км от границ ММДЦ «Москва-Сити», составляет 113 млн рублей. Однако абсолютный минимум находится на отметке 9,5 млн рублей – такова цена студии в ЖК «Level Причальный». Аналогичная стоимость у самых доступных квартир на вторичном рынке.


Москвичи против отделки «под ключ»
Московское дизайн-бюро «Идея Плюс» и агентство недвижимости «БЕСТ-Новострой» провели опрос москвичей в возрасте от 20 до 65 лет с целью выяснить отношение потенциальных покупателей жилья к ремонту. Готовая отделка от застройщика оказалась очень непопулярна.

Инициативы, которые «ждет» отрасль от послания Президента
Специалисты компании «БЕСТ-Новострой» выделили пять инициатив, в которых нуждается сегодня строительная отрасль, и которые в том числе могут быть озвучены Президентом в ходе обращения к Федеральному собранию.
Открытие инновационной школы в Левобережном стимулирует интерес покупателей новостроек
Завершается строительство инновационной школы на 1900 учеников в районе Левобережный города Москвы. Благодаря этому новоселы сразу нескольких строящихся в шаговой доступности ЖК смогут отдать своих детей на обучение уже в сентябре этого года.
Новостройки с космическим ростом цен
Специалисты «Бест-Новострой» на основе данных bnMap.pro выявили топ-10 новостроек столичного региона с максимальным приростом цен с момента старта до 12 апреля 2021 года.
Объем предложения на рынке новостроек массового сегмента достиг 6-летнего минимума
По подсчетам специалистов Департамента консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» объем предложения квартир в новостройках массового сегмента в «старой» Москве по итогам марта 2021 года достиг минимальных значений со 2 квартала 2015 года.
«Башня Федерация» вернула статус обладателя самого дорогого лота Москвы
Пентхаус площадью почти 500 кв. м в доме Carre Blanc, который до недавнего времени продавался за 2,8 млрд рублей и считался самым дорогим апартаментом российской столицы, снят с экспозиции.
Микрорайоном-бестселлером Москвы и области стал ЖК «Город на реке Тушино-2018»
Эксперты «Бест Новострой» назвали масштабные (более 3 тысяч квартир) жилые комплексы столичного региона, где остались нераспроданными менее 5% лотов.
В Санкт-Петербурге кратно выросла доля региональных покупателей новостроек
Если в 2019 году в северной столице приезжие поглощали от 18 до 30% предложения первичного рынка жилья, то в 2020 году этот показатель составлял от 30 до 45%. В отдельных проектах доля региональных покупателей достигала 55%.
Доступные квартиры оказались популярнее дешёвой ипотеки
Ключевые показатели первичного рынка недвижимости в столичном регионе, зафиксированные в 2020 году, являются рекордными только по отношению к 2019 году. Аналитики «Бест-Новострой» установили: в 2018-м в Московской агломерации было продано почти на 6 тысяч больше квартир и апартаментов, чем в 2020-м.
Все апартаменты «Москва-Сити» могут быть распроданы до конца года
При сохранении темпов продаж 2020 года всё предложение готовых апартаментов на первичном рынке в небоскрёбах ММДЦ «Москва-Сити» будет исчерпано – к такому выводу пришли аналитики «Бест-Новострой», используя данные партнёров bnMap.pro и ЗАО «Башня Федерация».
Московские девелоперы отказываются от панельного домостроения
Специалисты «Бест-Новострой» на основе данных IT-платформы bnMap.pro сопоставили информацию о конструктивных типах новостроек за последние пять лет. Согласно исследованию, в старых границах Москвы доля панельных корпусов с 2016 года сократилась в два с лишним раза, в Новой Москве панельные дома исчезли полностью.
Годовщина пандемии: как за это время изменился рынок новостроек
Эксперты компании «БЕСТ-Новострой» проанализировали, как изменилась ситуация на рынке новостроек за последний год с начала пандемии коронавируса, подвели основные итоги и выделили ключевые тренды и нововведения, которые появились за это время.
Парк, паркинг, большие окна и семь комнат: чем порадовать женщину на 8 марта
Как выглядит идеальная квартира в женском представлении – таким вопросом задались специалисты «Бест-Новострой» в преддверии Международного женского дня. О своих предпочтениях высказались топ-менеджеры компании из числа прекрасной половины – женищины, знающие о жилье буквально всё.