Общественные пространства: сколько стоит создать парк и нужны ли жителям новостроек бульвары?

17 мая в рамках выставки «АРХ Москва next!» экспертный совет по инновациям РГУД провел круглый стол на тему «Общественное пространство в современном городе». Эксперты обозначили позитивные моменты в развитии жилых проектов, а также познакомили участников выставки с масштабным исследованием, посвященным вычислению экономической выгоды от создания городских парков и общественных пространств.

В круглом столе приняли участие:

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту, девелоперская компания «Сити XXI век»,

Сергей Лобжанидзе, директор аналитической IT-платформы bnMAP.pro

Андрей Сазонов, директор департамента промышленности, концерн «Крост»

Илья Мочалов, основатель бюро «Илья Мочалов и партнеры»

Модератор мероприятия – Ольга Гусева, сопредседатель экспертного совета по инновациям РГУД.

Большой вклад в изменение внешнего облика города вносит концерн «КРОСТ». Андрей Сазонов рассказал о том, какие современные материалы концерн сегодня использует при создании и оформлении новых общественных пространств – причем не только в пределах границ тех жилых комплексов, которые строит компания, но и в масштабах Москвы – например, ставшая уже знаменитой «Ледяная пещера» в парке «Зарядье» – фасады бионической формы изготовлены из стеклофибробетона фабрики «Фиброль», монтаж панелей происходил прямо на площадке, в парке «Зарядье». Этот материал появился в России всего около 5-7 лет назад, но уже адаптирован компанией к применению. Помимо этого, концерн изготавливает малые архитектурные формы для украшения городских улиц – например, фигуры медведей из особо прочного стеклофибробетона марки Б110. Также концерн использует прием вертикального мощения для оформления технических помещений (одну из работ – портрет Юрия Гагарина – можно увидеть на Звездном бульваре, 1а). Для «Хорошколы» были разработаны уникальные «парящие лестницы» – за счет свойств фибробетона конструкция в три раза легче металла, но при этом не уступает по прочности. Помимо этого, увидеть разработки «Кроста» можно на станции метро «Солнцево» (ажурные перекрытия с игрой света и тени) и на Триумфальной площади (опоры качелей).

Своим опытом в создании общественных пространств поделилась и девелоперская группа «Сити XXI век». Мария Могилевцева-Головина подчеркнула, что что компания идет по пути взаимодействия с будущими покупателями жилья, проводит опросы, выясняя, какие конкретно элементы благоустройства для них актуальны, а также анализирует обратную связь по объектам, находящимся в эксплуатации. Так, например, практики соучаствующего проектирования были широко применены компанией на проекте Дивное, в рамках которого целевая аудитория принимала решения относительно того, какими быть фасадам образовательного учреждения на территории ЖК, бульвару, дворам, МОПам. Интересен кейс бульвара Дивного, который жители увидели парадным, просторным и плоским в сечении: их мнение кардинально не совпало с предложением проектировщика, предлагавшего сделать бульвар рельефным, что в потенциале затруднило бы перемещение по нему маломобильных групп. В ходе проектирования детских площадок девелопер работает даже с психологами, которые дают консультации относительно колористики и геометрии в благоустройстве; подсказывают, как лучше и правильнее насытить проектируемую территорию смыслами: обеспечить комфортное и интересное пребывание во дворах не только детям, но и всем представителям целевой аудитории, какой функцией наделить выделенные зоны, где проектировать точки контактов и приватные лаунж-пространства. Эксперт также обозначила важный тренд: поскольку в массовом сегменте идет тенденция к сокращению площади покупаемой квартиры, людям важно иметь место для проведения досуга и отдыха все чаще за пределами своего жилья. Поэтому общественные пространства приобретают как никогда раньше большое значение. Благодаря ответственному подходу девелопера жилые комплексы комфорт-класса (например, миниполисы Серебрица, Рафинад, Дивное). Качественно выделяются на фоне конкурентов, что позволяет продавать продукт с высокой добавленной стоимостью (на 10-15% выше локального рынка), при сдерживании себестоимости в разумных рамках.

Сергей Лобжанидзе подтвердил, что в последние несколько лет площадь 1-комнатной квартиры в сделках с 45 кв. м сократилась до 35 кв. м, тем не менее, покупатели остаются требовательными к рациональности и функциональности планировочных решений. В то же время эксперт уточнил, что конкретно влияние общественных пространств на успешность/неуспешность девелоперского проекта выкристаллизовать сложно, поскольку успех проекта складывается из комплекса факторов: прежде всего, ценообразования, особенностей локации, скорости строительства, эффективности рекламных кампаний. Есть проекты, которые, несмотря на слабую продуктовую проработку, остаются довольно востребованными у покупателей – прежде всего за счет цены. Хотя нельзя не отметить, что за последнее время подход к разработке проектов даже в массовом сегменте стал системным, девелоперы стали предлагать определенный Life Style, персонализировать продукт под потребителя. Не последнюю роль в придании проектам индивидуальности играют как раз общественные пространства. Из проектов комфорт-класса, предлагающих покупателям квартир интересные решения в части организации мест общего пользования и дворовой территории, можно отметить «Город на реке Тушино-2018», «Кварталы 21/19», «Родной город Октябрьское поле» и многие другие.

Илья Мочалов затронул еще более глобальные вопросы: а насколько экономически целесообразно создание общественных пространств городского масштаба? Еще недавно парки не рассматривались в России как объект маркетинга. Однако все меняется, и потребности в общественных пространствах и парковых зонах растут по мере того, как усугубляются экологические и социальные проблемы городов. Для проведения исследования эксперт проанализировал проектную документацию по более чем 500 различным паркам и городским проектам – мира и России. Они были распределены по 5 категориям. При этом в низшей ценовой категории оказались объекты с инвестициями от 100 млн руб. за 1 га – это минимальная ценовая планка при создании парка или общественного пространства. Мировая практика дает как позитивные примеры «отдачи» парковой инфраструктуры в бюджет, так и не очень. Например, «Миллениум парк» в Чикаго, на реализацию которого было затрачено 490 млн долларов, стал генерировать доход в 1,4 млрд долл. в год, а кроме того, недвижимость рядом с парком подорожала на 25-40%. А в числе «парков-банкротов» оказался британский парк Thames Barrier – эксплуатация парка с огромным количество многолетних растений оказалась разорительной.

При этом самым дорогим в мире остается Олимпийский парк в Лондоне, затраты на который в 10 раз выше затрат на «Миллениум». В категорию крупнобюджетных попали и российские проекты – «Зарядье» и парк Сергея Галицкого в Краснодаре. Такие проекты создают вау-эффект и открыточный вид, который привлекает и туристов, и самих горожан. Статья о результатах исследования выложена полностью в открытый доступ по ссылке.

Резюмируя сказанное, Ольга Гусева напомнила о том, что экспертный совет по инновациям РГУД проводит ежегодный конкурс инновационных девелоперских проектов – Good Innovations. Уверены, что позитивный тренд, который мы видим в части развития общественных пространств и жилых комплексов, вскоре подарит нам немало новых примеров поистине качественного и инновационного подхода к созданию городской среды.

Другие публикации

Объем предложения на рынке новостроек массового сегмента достиг 6-летнего минимума
По подсчетам специалистов Департамента консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» объем предложения квартир в новостройках массового сегмента в «старой» Москве по итогам марта 2021 года достиг минимальных значений со 2 квартала 2015 года.
«Башня Федерация» вернула статус обладателя самого дорогого лота Москвы
Пентхаус площадью почти 500 кв. м в доме Carre Blanc, который до недавнего времени продавался за 2,8 млрд рублей и считался самым дорогим апартаментом российской столицы, снят с экспозиции.
Микрорайоном-бестселлером Москвы и области стал ЖК «Город на реке Тушино-2018»
Эксперты «Бест Новострой» назвали масштабные (более 3 тысяч квартир) жилые комплексы столичного региона, где остались нераспроданными менее 5% лотов.
В Санкт-Петербурге кратно выросла доля региональных покупателей новостроек
Если в 2019 году в северной столице приезжие поглощали от 18 до 30% предложения первичного рынка жилья, то в 2020 году этот показатель составлял от 30 до 45%. В отдельных проектах доля региональных покупателей достигала 55%.
Доступные квартиры оказались популярнее дешёвой ипотеки
Ключевые показатели первичного рынка недвижимости в столичном регионе, зафиксированные в 2020 году, являются рекордными только по отношению к 2019 году. Аналитики «Бест-Новострой» установили: в 2018-м в Московской агломерации было продано почти на 6 тысяч больше квартир и апартаментов, чем в 2020-м.
Все апартаменты «Москва-Сити» могут быть распроданы до конца года
При сохранении темпов продаж 2020 года всё предложение готовых апартаментов на первичном рынке в небоскрёбах ММДЦ «Москва-Сити» будет исчерпано – к такому выводу пришли аналитики «Бест-Новострой», используя данные партнёров bnMap.pro и ЗАО «Башня Федерация».
Московские девелоперы отказываются от панельного домостроения
Специалисты «Бест-Новострой» на основе данных IT-платформы bnMap.pro сопоставили информацию о конструктивных типах новостроек за последние пять лет. Согласно исследованию, в старых границах Москвы доля панельных корпусов с 2016 года сократилась в два с лишним раза, в Новой Москве панельные дома исчезли полностью.
Годовщина пандемии: как за это время изменился рынок новостроек
Эксперты компании «БЕСТ-Новострой» проанализировали, как изменилась ситуация на рынке новостроек за последний год с начала пандемии коронавируса, подвели основные итоги и выделили ключевые тренды и нововведения, которые появились за это время.
Парк, паркинг, большие окна и семь комнат: чем порадовать женщину на 8 марта
Как выглядит идеальная квартира в женском представлении – таким вопросом задались специалисты «Бест-Новострой» в преддверии Международного женского дня. О своих предпочтениях высказались топ-менеджеры компании из числа прекрасной половины – женищины, знающие о жилье буквально всё.
Февраль «разогнал» цены на новостройки массового сегмента
По подсчетам специалистов Департамента консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» в феврале 2021 года средняя стоимость квадратного метра в новостройках массового сегмента увеличила рост, достигнув нового рекорда за всю историю наблюдений.




ЖК «Город на реке Тушино-2018» обзаведётся торговым центром
Застройщиком объекта выступит девелопер самого ЖК – ООО «Стадион «Спартак», консультантом – компания Jones Lang LaSalle Incorporated (JLL). Было принято решение о строительстве объекта районного значения площадью 17,2 тыс. кв. м.
В 2021 году кардинально изменится транспортная доступность 22 новостроек Москвы
До конца текущего года столичный Стройкомплекс намерен построить 72 километра автодорог и 11 станций метро – это самые масштабные изменения транспортной инфраструктуры Москвы на 10 месяцев вперёд. Специалисты «Бест-Новострой» выяснили, что транспортная доступность 6-7% проектов Москвы существенно изменится после 2021 года. Каких именно — в пресс-релизе.

Новостройки с «инфраструктурой» для мужских хобби
Наличие рядом с домом «инфраструктуры» по интересам покупателя является хоть и не ключевым, но все же одним из факторов, на который они обращают внимание при выборе нового жилья. Накануне Дня защитника Отечества эксперты «БЕСТ-Новострой» рассказали, где в Москве и ближайшем Подмосковье искать новостройки с «инфраструктурой» для популярных мужских хобби.
Популярные квартиры в Санкт-Петербурге за год подорожали на миллион
Сокращение экспозиции наиболее доступного и ликвидного жилья в течение года на фоне роста цен во всех сегментах – такие тенденции выявили на рынке новостроек Санкт-Петербурга аналитики IT-платформы bnMap.pro, изучив данные за полный 2020 год.
Мифы пандемии не подтвердились
30 марта 2021 года Москва отметит символическую годовщину установления режима самоизоляции. Подобные меры город переживал впервые; их влияние на все сферы жизни и отрасли экономики было неизбежным, а на рынок недвижимости особенно заметным. Однако зачастую это влияние оказалось совсем не таким, как пророчили эксперты. 
Цены на доступные новостройки обновили очередной максимум
По подсчетам специалистов Департамента консалтинга компании «БЕСТ-Новострой», в январе 2021 года средняя цена квадратного метра в новостройках массового сегмента продолжила расти, обновив максимум за всю историю наблюдений.

Топовые блогеры могут заработать на одну-две квартиры в Москве за месяц
По данным аналитиков IT-системы bnMap.pro средняя стоимость квартиры самого доступного класса, «эконом», составляет в старых границах Москвы немногим более 7,5 млн рублей, тогда как годовые доходы первых звёзд YouTube и Instagram доходят до 170-180 млн рублей (14-15 млн в месяц).
Частные инвесторы могут сменить акции на недвижимость
Тревожная неопределённость на фондовом рынке, прежде всего, слухи о возможном «пузыре» на рынке ценных бумаг США, могут отпугнуть малоопытных инвесторов, подключившихся к биржевой игре в 2020 году. Наиболее консервативные из них во избежание рисков могут сместить фокус внимания на недвижимость, считают специалисты компании «БЕСТ-Новострой».
Пять самых востребованных опций ЖК комфорт-класса
Эксперты «БЕСТ-Новострой» проанализировали особенности покупательского спроса в сегменте новостроек комфорт-класса и выделили пять ключевых признаков жилых комплексов, которые наиболее важны для покупателей этой недвижимости.

ТОП-5 самых дорогих региональных новостроек
Эксперты «БЕСТ-Новострой» проанализировали предложение в 11 крупных региональных центрах России и выяснили, где строятся самые дорогие новостройки, стоимость которых сопоставима с проектами премиум- и бизнес-класса в Москве.