Общественные пространства: сколько стоит создать парк и нужны ли жителям новостроек бульвары?

17 мая в рамках выставки «АРХ Москва next!» экспертный совет по инновациям РГУД провел круглый стол на тему «Общественное пространство в современном городе». Эксперты обозначили позитивные моменты в развитии жилых проектов, а также познакомили участников выставки с масштабным исследованием, посвященным вычислению экономической выгоды от создания городских парков и общественных пространств.

В круглом столе приняли участие:

Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту, девелоперская компания «Сити XXI век»,

Сергей Лобжанидзе, директор аналитической IT-платформы bnMAP.pro

Андрей Сазонов, директор департамента промышленности, концерн «Крост»

Илья Мочалов, основатель бюро «Илья Мочалов и партнеры»

Модератор мероприятия – Ольга Гусева, сопредседатель экспертного совета по инновациям РГУД.

Большой вклад в изменение внешнего облика города вносит концерн «КРОСТ». Андрей Сазонов рассказал о том, какие современные материалы концерн сегодня использует при создании и оформлении новых общественных пространств – причем не только в пределах границ тех жилых комплексов, которые строит компания, но и в масштабах Москвы – например, ставшая уже знаменитой «Ледяная пещера» в парке «Зарядье» – фасады бионической формы изготовлены из стеклофибробетона фабрики «Фиброль», монтаж панелей происходил прямо на площадке, в парке «Зарядье». Этот материал появился в России всего около 5-7 лет назад, но уже адаптирован компанией к применению. Помимо этого, концерн изготавливает малые архитектурные формы для украшения городских улиц – например, фигуры медведей из особо прочного стеклофибробетона марки Б110. Также концерн использует прием вертикального мощения для оформления технических помещений (одну из работ – портрет Юрия Гагарина – можно увидеть на Звездном бульваре, 1а). Для «Хорошколы» были разработаны уникальные «парящие лестницы» – за счет свойств фибробетона конструкция в три раза легче металла, но при этом не уступает по прочности. Помимо этого, увидеть разработки «Кроста» можно на станции метро «Солнцево» (ажурные перекрытия с игрой света и тени) и на Триумфальной площади (опоры качелей).

Своим опытом в создании общественных пространств поделилась и девелоперская группа «Сити XXI век». Мария Могилевцева-Головина подчеркнула, что что компания идет по пути взаимодействия с будущими покупателями жилья, проводит опросы, выясняя, какие конкретно элементы благоустройства для них актуальны, а также анализирует обратную связь по объектам, находящимся в эксплуатации. Так, например, практики соучаствующего проектирования были широко применены компанией на проекте Дивное, в рамках которого целевая аудитория принимала решения относительно того, какими быть фасадам образовательного учреждения на территории ЖК, бульвару, дворам, МОПам. Интересен кейс бульвара Дивного, который жители увидели парадным, просторным и плоским в сечении: их мнение кардинально не совпало с предложением проектировщика, предлагавшего сделать бульвар рельефным, что в потенциале затруднило бы перемещение по нему маломобильных групп. В ходе проектирования детских площадок девелопер работает даже с психологами, которые дают консультации относительно колористики и геометрии в благоустройстве; подсказывают, как лучше и правильнее насытить проектируемую территорию смыслами: обеспечить комфортное и интересное пребывание во дворах не только детям, но и всем представителям целевой аудитории, какой функцией наделить выделенные зоны, где проектировать точки контактов и приватные лаунж-пространства. Эксперт также обозначила важный тренд: поскольку в массовом сегменте идет тенденция к сокращению площади покупаемой квартиры, людям важно иметь место для проведения досуга и отдыха все чаще за пределами своего жилья. Поэтому общественные пространства приобретают как никогда раньше большое значение. Благодаря ответственному подходу девелопера жилые комплексы комфорт-класса (например, миниполисы Серебрица, Рафинад, Дивное). Качественно выделяются на фоне конкурентов, что позволяет продавать продукт с высокой добавленной стоимостью (на 10-15% выше локального рынка), при сдерживании себестоимости в разумных рамках.

Сергей Лобжанидзе подтвердил, что в последние несколько лет площадь 1-комнатной квартиры в сделках с 45 кв. м сократилась до 35 кв. м, тем не менее, покупатели остаются требовательными к рациональности и функциональности планировочных решений. В то же время эксперт уточнил, что конкретно влияние общественных пространств на успешность/неуспешность девелоперского проекта выкристаллизовать сложно, поскольку успех проекта складывается из комплекса факторов: прежде всего, ценообразования, особенностей локации, скорости строительства, эффективности рекламных кампаний. Есть проекты, которые, несмотря на слабую продуктовую проработку, остаются довольно востребованными у покупателей – прежде всего за счет цены. Хотя нельзя не отметить, что за последнее время подход к разработке проектов даже в массовом сегменте стал системным, девелоперы стали предлагать определенный Life Style, персонализировать продукт под потребителя. Не последнюю роль в придании проектам индивидуальности играют как раз общественные пространства. Из проектов комфорт-класса, предлагающих покупателям квартир интересные решения в части организации мест общего пользования и дворовой территории, можно отметить «Город на реке Тушино-2018», «Кварталы 21/19», «Родной город Октябрьское поле» и многие другие.

Илья Мочалов затронул еще более глобальные вопросы: а насколько экономически целесообразно создание общественных пространств городского масштаба? Еще недавно парки не рассматривались в России как объект маркетинга. Однако все меняется, и потребности в общественных пространствах и парковых зонах растут по мере того, как усугубляются экологические и социальные проблемы городов. Для проведения исследования эксперт проанализировал проектную документацию по более чем 500 различным паркам и городским проектам – мира и России. Они были распределены по 5 категориям. При этом в низшей ценовой категории оказались объекты с инвестициями от 100 млн руб. за 1 га – это минимальная ценовая планка при создании парка или общественного пространства. Мировая практика дает как позитивные примеры «отдачи» парковой инфраструктуры в бюджет, так и не очень. Например, «Миллениум парк» в Чикаго, на реализацию которого было затрачено 490 млн долларов, стал генерировать доход в 1,4 млрд долл. в год, а кроме того, недвижимость рядом с парком подорожала на 25-40%. А в числе «парков-банкротов» оказался британский парк Thames Barrier – эксплуатация парка с огромным количество многолетних растений оказалась разорительной.

При этом самым дорогим в мире остается Олимпийский парк в Лондоне, затраты на который в 10 раз выше затрат на «Миллениум». В категорию крупнобюджетных попали и российские проекты – «Зарядье» и парк Сергея Галицкого в Краснодаре. Такие проекты создают вау-эффект и открыточный вид, который привлекает и туристов, и самих горожан. Статья о результатах исследования выложена полностью в открытый доступ по ссылке.

Резюмируя сказанное, Ольга Гусева напомнила о том, что экспертный совет по инновациям РГУД проводит ежегодный конкурс инновационных девелоперских проектов – Good Innovations. Уверены, что позитивный тренд, который мы видим в части развития общественных пространств и жилых комплексов, вскоре подарит нам немало новых примеров поистине качественного и инновационного подхода к созданию городской среды.

Другие публикации

Вторая очередь ЖК «Маяк» в Химках введена в эксплуатацию
Компания «БЕСТ-Новострой» рада сообщить о завершении строительства корпусов, входящих в состав второй очереди строительства ЖК «Маяк» – масштабного проекта бизнес-класса в Химках.
Бизнес-класс с отделкой: что выбирают покупатели и предлагают застройщики
За последние два годя доля московского жилья бизнес- и премиум-класса с отделкой выросла более, чем в три раза. Специалисты «БЕСТ-Новострой» прогнозируют, что спрос на квартиры с отделкой даже в дорогом сегменте будет укрепляться и дальше. Какую отделку предпочитают покупатели такого жилья и что сегодня предлагают застройщики?
Элитные новостройки растут в цене
В «БЕСТ-Новострой» подвели итоги первого полугодия на первичном рынке элитной недвижимости Москвы.
За полгода объем экспозиции в Новой Москве сократился на 900 квартир
Благодаря активному спросу, предложение на первичном рынке Новой Москвы продолжает неуклонно снижаться, а цены при этом так же планомерно растут.
ТОП-3 районов с лучшими вузами страны и хорошим ассортиментом новостроек
Аналитики компании «БЕСТ-Новострой» изучили предложение квартир в жилых комплексах, расположенных возле лучших университетов страны (по версии рейтинга, составленного накануне Forbes) с кампусами и учебными зданиями внутри МКАД.
Беговой район Москвы: от рабочих кварталов – к жилью высокого класса
Беговой район – самый близко расположенный к центру район Северного административного округа Москвы, и сегодня он застраивается жильем исключительно бизнес- и премиум-класса. Так было, конечно, не всегда, за свою историю район претерпел несколько этапов развития, и в перспективе может войти в число примеров джентрификации.
За три года число сделок на нулевом этапе строительства выросло в 4 раза
Специалисты аналитической платформы bnMAP.pro выявили тенденцию увеличения доли сделок в новостройках на стартовых этапах строительной готовности за период 2017-2019. С начала 2019 года доля сделок на нулевом этапе строительной готовности составила 25%.
20% апартаментов-новостроек могут ввести в эксплуатацию до конца года
Специалисты Департамента консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» отмечают, что в мае сегмент столичных апартаментов не испытал серьезных изменений. Однако в годовом выражении премиум-класс продемонстрировал заметный рост средней цены 1 кв. метра.
В массовом сегменте новостроек без перемен
По итогам мая эксперты «БЕСТ-Новострой» отмечают стабильную ситуацию на первичном рынке массового сегмента – как по объему предложения и спросу, так и по ценам.
В мае на элитном рынке Москвы открылись продажи сразу в трех новых проектах
По данным «БЕСТ-Новострой», за май на московский первичный рынок элитной недвижимости вышло в продажу сразу три новых проекта.
«БЕСТ-Новострой» - риэлтор года № 1
Компания «БЕСТ-Новострой» признана Риэлтором №1 (лидер продаж) по версии престижной международной премии «Рекорды рынка недвижимости 2019», ежегодно собирающей действительно рекордное количество номинантов, объектов и гостей.
Исследование bnMAP.pro и do A.S.A.P: как качество звонков влияет на объемы сделок
Эксперты bnMAP.pro и do.A.S.A.P. провели сравнительный анализ, сопоставив число сделок, их динамику и бюджеты покупки в проектах и качество обрабатываемых входящих звонков от покупателей по 117 московским новостройкам.
Престижный ЮЗАО: что выбрать на первичном рынке
По данным «БЕСТ-Новострой», на рынке новостроек в Юго-Западном округе в пределах МКАД продажи сегодня ведутся в 19 проектах.
Новостройки бизнес-класса в апреле: предложение квартир превысило 1,3 млн кв. м
По данным компании «БЕСТ-Новострой», в апреле 2019 года предложение новостроек бизнес-класса продолжило увеличиваться: прирост к марту составил 3%, и продажи квартир открылись в трех новых жилых комплексах.
Объем квартир в продаже в Новой Москве вырос на 30%
По итогам апреля эксперты «БЕСТ-Новострой» зафиксировали существенное увеличение объема предложения на первичном рынке Новой Москвы.
Более половины столичных апартаментов реализуется в САО и СВАО
По данным «БЕСТ-Новострой», в апреле на столичный рынок апартаментов не вышло ни одного нового проекта.
Путешествие по Москве. Академический: район бизнес-класса
Академический район – один из самых компактных в Москве, при этом численность населения в нем постоянно растет, и начиная с 2002 года число жителей района увеличилось приблизительно на 12%. Этот факт говорит о том, что Академический – привлекательная локация для жизни. Однако велик ли здесь выбор жилья и чем район притягивает новых жителей?
Поколение Z выбирает технологичность и нестандартный формат
В «БЕСТ-Новострой» исследовали потребительские предпочтения довольно значительной доли покупательской аудитории – молодых людей до 29 лет, и оказалось, что приоритеты у поколения Z ощутимо отличаются от представлений о комфортном жилье более взрослой покупательской аудитории.
В Москве выросло предложение трехкомнатных квартир
Год назад трехкомнатные квартиры предлагались в 178 столичных новостройках, а сегодня таких проектов уже 198, то есть, на 10% больше.
ТЦ рядом с ЖК «Малаховский квартал» привлек якорных арендаторов
Компания «БЕСТ-Новострой» – эксклюзивный агент по реализации квартир в ЖК «Малаховский квартал» – рада сообщить о том, что застройщик комплекса ИСК «Ареал» привлек крупных якорных арендаторов в ТЦ «Малаховское озеро», расположенный непосредственно возле квартала.