ЖК в 3D: как и зачем проводят VR-туры для покупателей квартир

РБК-Недвижимость

РБК Недвижимость.png03.12.2019
ЖК в 3D: как и зачем проводят VR-туры для покупателей квартир
Рассказываем, как создают и проводят виртуальные экскурсии в российских новостройках


Поиски квартиры мечты — процесс непростой. Каждый потенциальный покупатель хочет подобрать объект с определенной планировкой помещений, видовыми характеристиками, красивой отделкой, стильным интерьером и в районе с хорошо развитой инфраструктурой. Однако если речь идет о квартире в еще не построенном жилом комплексе, представить, какой она будет, довольно сложно.

Для того, чтобы привлечь покупателей в строящиеся ЖК многие девелоперы создают VR-экскурсии. Рассказываем подробно, как и зачем проводят застройщики проводят виртуальные туры, а также как это влияет на спрос и стоимость объекта.

Как создают VR-туры

VR-туры в жилые комплексы дают возможность посмотреть планировку, дизайн, отделку и вид из окон будущей квартиры в виртуальной реальности. В качестве исходных материалов для VR-туров обычно используются архитектурные проекты — сегодня они почти все создаются в электронном виде, в одной из специализированных программ.

«Файлы конвертируются из форматов, привычных архитекторами, в форматы, используемые в 3D-графике. На основе исходных материалов создаются 3D-модели, которые затем помещаются в виртуальную сцену в одном из игровых движков — Unity или Unreal Engine. С этой точки зрения VR-тур по новостройке представляет из себя точно такую же игру, как DOOM или Half-Life», — рассказывает генеральный директор лаборатории интерактивной графики United 3D Labs Дмитрий Ватулин.

Часто архитектурный проект не до конца соответствует реальности — этажей в доме, конечно, столько же, а вот дизайнерское решение фасадов может быть совершенно другим, отмечает Ватулин. Проект также бывает недостаточно подробен и не содержит, например, малые архитектурные формы — скамейки и фонари. В этом случае дизайнерам и 3D-моделлерам приходится просто выдумывать отдельные элементы, резюмирует эксперт.

В 3D-модели добавляется мебель и полная отделка, чтобы клиент мог полностью оценить будущее жилье, добавляет основатель компании VRfor Артур Патык. По его словам, в виртуальный тур также обязательно включен вид из окон, снятый на квадрокоптер.

Как проводят VR-туры

Существует несколько способов проведения туров виртуальной реальности. Они могут проходить в отделе продаж, где создана специально оборудованная комната с датчиками движения и очками виртуальной реальности, рассказал основатель VRfor. Для этого застройщику необходимо выделить отдельное помещение и иметь производительный компьютер, а также набор с шлемом виртуальной реальности Oculus Rift или HTC Vive.

«Если же заказчик хочет большей автономности и независимости создаются туры на основе мобильных устройств. В таком мобильном приложении предусмотрен как режим VR, который требует очки, так и режим просмотра без очков», — уточняет Патык.

Еще два способа демонстрации квартиры в новостройке — это 3D-тур на сайте и возможность просмотра планировки в дополненной реальности. В последнем случае необходимо навести камеру и из планировки выстраиваются квартиры или сам многоэтажный дом, резюмирует основатель VRfor.

Зачем нужны VR-туры

В первую очередь, VR-туры в жилые комплексы помогают продавать квартиры на начальном этапе строительства. «Клиенты, которые посмотрят 3D-тур, могут оценить планировку и измерить пространство — в некоторых виртуальных проектах есть возможность использовать виртуальную рулетку. Кроме того, с помощью правильного тура застройщик может повлиять на впечатление клиента: недостаток освещенности реальной квартиры компенсировать светлыми текстурами, а маленькую площадь — правильно подобранной мебелью», — рассказывает генеральный директор digital-агентства Vitamin Group Антон Фелимонов.

Помимо эстетической стороны вопроса и характеристики виртуальных туров, как нового маркетингового инструмента, 3D-визуализация очень спасает, когда реальные просмотры строящегося объекта невозможны по тем или иным причинам, уточняет генеральный директор компании «Азбука Жилья» Андрей Каширцев. «Выпуклое» изображение позволяет создать у клиента достаточно точное понимание, например, о будущей меблировке квартиры или о зонировании.

По некоторым опросам, более 60% клиентов подтверждают, что 3D-картинка позволяет лучше оценить предлагаемый продукт. С точки зрения девелопера, 3D-визуализация позволяет разгрузить работу отдела продаж, ускорить встречи менеджеров с потенциальными клиентами и решить вопрос с безопасностью, ведь допуск на стройку посторонних запрещен по техническим правилам.Однако при погружении в трехмерную компию квартиры ощущения могут оказаться несколько обманчивыми в силу ограниченности обзора в VR-очках, и в реальности квартира будет еще больше, объясняет эксперт.

Стоимость VR-тура

По приблизительным оценкам, расходы на VR-решения могут составлять 2−5% от маркетингового бюджета, уточнил коммерческий директор инвестиционной компании Glinkom Иван Татаринов. «Стоимость самых простых очков, работающих в связке со смартфоном, колеблется от 500 до 10 тыс. руб. Более сложные устройства, которые действуют автономно, уже дороже — 25−70 тыс. руб. Камеры для создания VR-туров тоже дорогие — порядка 400 тыс. руб. Одна типовая планировка квартиры стоит около 20 тыс. руб., нетиповые решения обойдутся примерно вдвое дороже. VR-тур по всему ЖК, в том числе местам общего пользования в среднем обойдется в 1,5 млн руб. То есть каждая квартира будет дороже на 3−10 тыс. руб. в зависимости от их количества в проекте», — подчеркнул Татаринов.

Несмотря на то, что виртуальные туры занимают существенную долю рекламного бюджета, они не приводят к увеличению стоимости квартир, отмечает директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Ирина Туманова. По ее словам, ценовая категория жилого комплекса зависит и от других факторов — локации, транспортной доступности, масштабов проекта и многого другого. С ней согласна председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова, которая считает, что в масштабах расходов на строительство, маркетинговое сопровождение объекта недвижимости расходы на создание VR-тура незначительны.

Живой VS виртуальный

Помимо VR-туров девелоперы регулярно устраивают клиентам экскурсии на строящиеся объекты — иногда, чтобы показать проект они используют вертолеты или устраивают речные прогулки, которые позволяют посмотреть на проект с воды. Еще чаще девелоперы создают шоу-румы в офисах продаж, где желающие могут ознакомиться с планировкой и отделкой будущего жилья.

«Живой тур всегда эффектнее, поскольку он в большинстве случаев позволяет не только увидеть будущее жилье, но и получить полноценную консультацию. Виртуальные туры же в основном самостоятельные, их никто не комментирует. Достаточно часто они зависают. Со временем технологии будут отточены, но пока они вызывают нарекания», — отмечает Владимир Каширцев.

В случае, если у застройщика 20 одинаковых домов и они готовы один выделить под огромный шоу-рум в котором будут все типы квартир, все варианты отделки, все виды из окон, то живой тур лучше, подтверждает директор VR-платформы Planoplan Антон Кельник. Он пояснил, что на деле такой вариант сложно реализовать, так как обычно в шоу-руме застройщик ограничивается максимум тремя типовыми квартирами

VR-тур позволит лучше изучить выбранную квартиру, считает Кельник. «Потенциальный покупатель может спокойно походить по своему будущему жилью в VR-шоу-руме застройщика и на своем смартфоне унести домой будущую квартиру и спокойно подумать о выбранном варианте. Именно это «спокойно подумать» и является факторов уменьшения времени принятия решения о покупке. Покупатель начинает жить в квартире которую еще не купил, а это сокращает путь принятия решения — на 15%-25%», — считает директор VR-платформы Planoplan.

После проведения виртуального тура у клиента в любом случае остается много дополнительных вопросов. Надо не только показать 3D-тур в нужный момент, но и продолжить процесс продажи после, выводя клиента на закрытие сделки, считает Туманова. По ее словам, есть огромный блок технических и юридических вопросов, который нельзя исключить из процесса, поэтому никакие демонстрационные и имиджевые решения не могут 100% влиять на выбор.

«VR-туры имеют большую ценность, когда объект невозможно увидеть вживую или когда проект находится на высокой стадии готовности, и такое решение позволяет определиться с дизайном. Если проект предполагает полную меблировку и уже готов, нет никакого смысла делать такие туры, резюмировал Татаринов. 

Другие публикации

В России могут ужесточить правила строительства отелей на курортах
BFM
Эксперты назвали округа Москвы с максимальным ростом цен на новостройки
РБК
"Известия": Абрамченко поручила разработать проект об экоэкспертизе туристических зданий
ТАСС
Эко видал: в России ужесточат правила строительства отелей
Известия
Цены следуют за спросом



Коммерсант
Аналитики назвали самые дорогие и дешевые районы Москвы
Известия
Девелоперы не участились
Коммерсант
Риелторы назвали города Подмосковья — лидеры по росту цен на новостройки


РБК
Подорожали до 70% и обмельчали: как изменились квартиры-студии за 3 года

РБК
Апартаменты для себя
Коммерсант СПб
Инвесторы заняли выжидательную позицию
Коммерсант СПб
Аналитики назвали районы Москвы с самыми бюджетными новостройками
Известия
Риелторы назвали районы Москвы с наибольшим ростом цен на новостройки


РБК Недвижимость
Залоговые квартиры сохраняют свою ставку.  На каких условиях можно купить жилье на вторичном рынке

Коммерсант FM
Экономисты объяснили, почему ЦБ хочет запретить ипотеку под 0,1%
Московский комсомолец
Риски и скидки: как продажи квартир по доверенности изменили вторичный рынок
Forbes
Эксперты напомнили о возможности для уехавших из РФ заплатить налог в 30% от продажи жилья
ТАСС
Элитное жилье в России начали продавать со скидками до 40%
Московский комсомолец
Консультант: запрет на "нулевую ипотеку" не обвалит продажи застройщиков
РИА Новости
Дом кино в центре Москвы будет перестроен
Ведомости