По данным аналитиков IT-системы bnMap.pro средняя стоимость квартиры самого доступного класса, «эконом», составляет в старых границах Москвы немногим более 7,5 млн рублей, тогда как годовые доходы первых звёзд YouTube и Instagram доходят до 170-180 млн рублей (14-15 млн в месяц). Специалисты компании «Бест-Новострой» выяснили, что представляет собой целевая аудитория под названием «блогеры» для рынка недвижимости.
Как в YouTube, так и в Instagram первая десятка самых раскрученных аккаунтов приносит своим владельцам от 30 млн рублей в год – двадцати блогерам рунета понадобится не больше трёх месяцев, чтобы купить квартиру в Москве, а некоторым будет достаточно даже двух недель. TikTok, несмотря на стремительный рост популярности, в России пока растит блогеров гораздо скромнее – здесь большим успехом считается доход 1,5-10 млн рублей в год, что всё равно сопоставимо с зарплатами квалифицированных специалистов престижных профессий. Среди топовых тиктокеров с годовым доходом от 1 млн $ пока нет ни одного россиянина.
«На сегодняшний день блогеры – едва ли не единственная аудитория, которая приходит на ум, когда пытаешься вспомнить, кто может за короткий срок от полугода до года без ипотеки накопить на среднюю столичную квартиру, – комментирует Виктория Григорьева, генеральный директор и управляющий партнер «Бест-Новострой». – Они могут, но не торопятся это делать».
Портрет блогера как покупателя недвижимости ближе всего к звёздам шоу-бизнеса, но имеет ещё более специфические, иррациональные черты. Во-первых, блогеры – это квинтэссенция поколения Z, даже если их возраст ему не соответствует. Это прообраз молодёжи, не стремящейся ни к личному имуществу, ни к пассивному доходу. Во-вторых, только звёзды YouTube и TikTok – «доморощенные», обязанные успехом именно своим первым проектам, а топовые аккаунты Instagram ведут в основном селебрити, которые были известны, успешны и обеспечены всем необходимым ещё до появления этого приложения, и жильё у них появилось намного раньше, чем известность в качестве блогера. В-третьих, их приоритет для инвестиций – это их же работа, они стараются много вкладывать в создание нового контента, получать много эмоций и опыта, и не скупятся на это. Наконец, в большинстве случаев над известным аккаунтом трудится большая команда высокооплачиваемых специалистов: агенты, продюсеры, иногда – целая съёмочная площадка, как на телевидении, и доходы от рекламы или донаты идут не в один карман, а распределяются на целый штат сотрудников.
«Так что статистика дохода и гонорар ведущего – совсем не одно и то же, – подытоживает Виктория Григорьева. – В общем, блоги – настоящая американская мечта XXI века: здесь есть единицы тех, кто может позволить себе буквально всё, и мог это практически сразу, и миллионы старателей, которым их золотой слиток так никогда и не попадётся».
При этом по мнению Виктории Григорьевой причины редкого появления блогеров в офисах продаж застройщиков не только в слабом спросе, но и в недостаточно разнообразном предложении. Так, основными критериями при выборе жилья блогеры назвали бы современность, неординарность и комфорт как квартиры, так и дома, жилого комплекса, всей локации в целом. В то же время транспортная доступность, статус и возможность регистрации их не волнуют – не так важно, квартира в центре Москвы или апартаменты в Санкт-Петербурге, когда для работы нужны только помещение и видеокамера.
«Пока среди наших клиентов профессиональный блогер был лишь однажды, – вспоминает Виктория Григорьева, – он выбрал для проживания ЖК «Маяк». Это не Москва, Химки, зато там 40-этажная башня с панорамным рестораном, собственная набережная, превосходный вид на канал имени Москвы и крупнейший парк города сразу за дверью. Этот выбор отлично иллюстрирует потребности молодой прогрессивной аудитории – таких проектов мало. Из того, что с видом на воду, позже появился ЖК «Город на реке Тушино-2018», сейчас есть и City Bay на Волоколамском шоссе, и Aquatoria на Ленинградском, есть и новостройки в районе ЗиЛа, но они уже дороже. Технологии умного дома, красивый вид, изюминка планировки (терраса, антресоль или камин), по-настоящему эксклюзивный дизайн в стиле Хундертвассера – вот что может «зацепить» блогеров. Излишняя помпезность и откровенная переоценённость, скорее всего, их отпугнёт. Думаю, для них, как и для любых творческих людей, выбор жилья больше эмоциональный, чем рациональный. Они могут купить только то, что им действительно понравилось; если это непомерно дорого, они будут готовы это арендовать, но покупать произвольную квартиру просто потому, что могут её себе позволить, они не будут. Чтобы угодить таким клиентам нужно очень разнообразить предложение, иметь проактивный взгляд на жизнь и своевременно считывать тренды».
Несмотря на то, что на основных площадках – YouTube и Instagram – монетизация начинается от тысячи подписчиков, рублёвыми (изредка - долларовыми) миллионерами становятся только макро- и мегаинфлюэнсеры (те, у кого от 100 тыс. и от 1 млн подписчиков соответственно). Аудиторию более 100 тысяч имеет менее 5% мировых Instagram-аккаунтов и менее 0,5% YouTube-каналов. Миллионы подписчиков – менее 0,2% и 0,05% соответственно. При этом Instagram-инфлюэнсеров с аудиторией от 20 тысяч в России по различным оценкам от 11 до 13 млн человек. Ещё 10-20% от этого числа – это специалисты смежных отраслей, в основном менеджеры по монетизации и продвижению аккаунта, имеющие схожий со своими клиентами уровень дохода. И те, и другие не богачи, но большинство из них абсолютно платёжеспособны. При условии, что их обеспечивают не только их посты и видео, а есть и ещё какой-то источник заработка, они могут оформить ипотеку исходя из подтверждённого дохода, но гасить её намного быстрее (в среднем за 3-5 лет) за счёт поступлений от ведения канала или аккаунта.