05.03.2020
ПИК нашла первых покупателей франшизы на свои технологии
Группа поможет построить 250 000 кв. м в Чите и Ярославле.
ПИК продала первые франшизы на использование своих технологий, рассказал «Ведомостям» вице-президент по проектированию и развитию франшиз группы Алексей Алмазов. Пилотный проект, по его словам, девелопер будет развивать с ГК «Фора», застройщиком жилого комплекса «Арена» (34 000 кв. м) в Ярославле. Для нее ПИК разработала финансовую модель и провела аудит строящегося объекта, что позволило привлечь проектное финансирование от «МСП банка» в размере 850 млн руб., говорит Алмазов. Представитель банка это подтвердил. ПИК также поможет застройщику «Атолл» со строительством жилого комплекса «Хороший» (около 220 000 кв. м) в Чите. Группа разработает проект микрорайона, а «Атолл» получит доступ ко всем сервисам группы, включая проектное финансирование от банков-партнеров, продолжает Алмазов.
После перехода строительной отрасли на новую схему продажи квартир через эскроу-счета у многих застройщиков возникла проблема с получением проектного финансирования, отмечают гендиректора ГК «Фора» Роман Фомичев и «Атолла» Артем Колесник. По словам Фомичева, даже те немногочисленные компании, которые подписали кредитные договоры с банками, не смогли получить доступ к деньгам из-за многочисленных требований. Партнерство с ПИК позволило не только привлечь финансирование на хороших условиях, но и создать востребованный на рынке проект, резюмирует он.
ПИК – крупнейший девелопер жилья в России, в 2019 г. она, по данным рейтинга Infoline Building Russia, построила более 2 млн кв. м. Выручка по итогам первого полугодия составила 103,5 млрд руб. Основные акционеры ПИК – Сергей Гордеев (59,3%) и ВТБ (23,1%).
Группа заявила о планах продажи франшизы на использование своих технологий год назад. Но о конкретных партнерах она не сообщала. С тех пор она получила более 200 заявок от компаний из России и других стран, до конца года ПИК планирует заключить еще 15–20 соглашений, говорит Алмазов. Финансовые условия работы с партнерами группа не раскрывает. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли оценить стоимость франшизы. Fee-девелоперы, которые полностью берут в управление сторонние проекты за вознаграждение, в среднем получают в Москве около 10% от прибыли, рассказывает председатель совета директоров «Бест-Новостроя» Ирина Доброхотова. В случае с франшизой, по ее мнению, комиссия может быть и меньше. Представитель девелоперской компании, которая рассматривала приобретение франшизы, утверждает, что в среднем она стоит 1–2% от выручки проекта.
Такая схема выгодна и ПИК, и региональным застройщикам, считают эксперты. После перехода строительного рынка на новую схему работы небольшие девелоперы стремятся заручиться поддержкой авторитетных игроков, поскольку банки готовы инвестировать только в высокомаржинальные проекты с минимальными рисками. Банки неохотно финансируют неопытных застройщиков или старых игроков со слабой финансовой моделью проектов, именно поэтому франшиза крупного застройщика становится своего рода гарантией для получения кредитов, объясняет она. С ней согласен коммерческий директор Est-a-Tet Владимир Моребис, который добавляет, что ПИК за счет такой схемы укрепляет свои позиции в регионах. Кроме того, учитывая то, что ПИК выпускает панельные дома собственных серий, франшиза позволит развивать их в регионах. «В ближайшее время мы будем все чаще сталкиваться с различными альянсами и fee-девелопментом в том числе между крупными застройщиками», – прогнозирует Моребис.
ПИК нашла первых покупателей франшизы на свои технологии
Ведомости